Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Абаканович, Магдалена

02-09-2023

Магдалена Абаканович
польск. Magdalena Abakanowicz
Дата рождения:

20 июня 1930(1930-06-20) (82 года)

Место рождения:

Фаленты, Польша

Гражданство:

 ПНР  Польша

Награды:
Работы на Викискладе
Неопознанные (2002) в Познани (инсталляция целиком)

Магдале́на Абакано́вич (польск. Magdalena Abakanowicz, род. 20 июня 1930, Фаленты, близ Варшавы) — польская художница.

Содержание

Биография

В 1955 году закончила варшавскую Академию изящных искусств.

Творчество

Реформатор искусства гобелена. Уже в самом начале творческого пути Абаканович уделяла внимание связи своих абстрактных текстильных композиций с архитектурной средой. В начале 70-х художница всё шире использует монохромный материал — её привлекала игра на контрастах рельефа, фактур. Один из самых любимых Абаканович приёмов в этот период — сочетание в одном произведении волокон блестящих (конский волос) и матовых (шерсть). Позднее текстиль Абаканович становится трёхмерным, иногда заполняет пространство: такой была её совместная с молодыми голландскими художниками работа для административного здания в Хертогенбосе (1972). Рядовое офисное помещение было поглощено волнами гигантской (184 м²) кулисы из чёрного сизаля.

Выставочные работы первой половины 70-х годов («Импровизация каната», «Ситуация», «Шнур, его проникновение и расположение в пространстве») — попытка, по словам художницы, связать объёмные конструкции с четвёртым измерением — временем:

«Время в этих композициях становится основным фактором: на нас действует неподвижное, статическое состояние материи, с которой не происходит никаких перемен…».

Зрители могли не только обойти композицию, но и изменять её положение, двигать, играть с ней.

Прославилась в конце 1960-х годов серией «Абакан». Это масштабные композиции, выполненные в технике гобелена, но, благодаря использованию крупных, грубофактурных элементов, в том числе старых корабельных канатов, превращённые в драматическую трёхмерную скульптуру, которая имитирует поверхность земли или человеческого тела. Изображение антропоморфных объектов стало основным направлением для Абаканович.

Художница исследует связь человека с органическим миром — его рождение, развитие, распад и смерть — в противовес миру техническому, миру современной цивилизации.

Философ С. Моравский так описал впечатление от цикла «Альтерация»:

«Человеческие фигуры-манекены, вымученные и увядшие, застывшие в монотонном ряду, и разбросанные рядом с ними, как бы залитые гипсом головы, всё вместе создаёт мифологический образ людей, заражённых молчанием и апатией, выброшенных на свалку[1]».

Работы

Магдалена Абаканович является автором целого ряда полуабстрактных или фигурных групп (серии «Человеческие спины», 1976 —80; «Эмбриология», 1980; «Катарсис», 1985 — 86; «Андрогины», 1985; и др.), частично выполненных в бронзе и установленных в городах США и Европы в виде монументов, впечатляющих своей сумрачной отчуждённостью.

Примечания

  1. S. Morawski. Glosa do twórczości Magdaleny Abakanowicz. — Projekt, 1975, nr 4, s.33

Литература

  • Rose B. M.Abakanowicz. N.Y., 1994.
  • Савицкая В. Превращения шпалеры. — М.: Галарт, 1995, ISBN 5-269-00294-9

Ссылки

  • Официальный сайт  (польск.)
Музеи
  • Magdalena Abakanowicz at The Metropolitan Museum of Art, New York
  • Magdalena Abakanowicz at the Museum of Modern Art, New York
  • Magdalena Abakanowicz at the National Gallery of Art, Washington, DC
Статьи
  • Magdalena Abakanowicz's 'Abakans.' (fiber sculptures), Art Journal
  • Magdalena Abakanowicz, artnet
  • The Jackboot Has Lifted. Now the Crowds Crush , By Rita Reif, The New York Times, June 3, 2001
Школы

Абаканович, Магдалена.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06