Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Аборт и христианство

06-10-2023

Священник Либор Галик - ежедневное молитвенное стояние. Плакат гласит: "Не убивай нерождённое дитя" [1]

Христиане верят, что душа человека возникает в момент зачатия. Подавляющее большинство христиан считают аборт убийством ребёнка в чреве матери.[2][3][4][5].

Некоторые представители протестантских церквей в Европе и США допускают возможность аборта по желанию женщины.

Содержание

Священное Писание о зачатии


Бог обращается к пророку Иеремии:

...прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя... (Иеремия 1:5)

В псалмах царь Давид обращается к Богу:

Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. (...) Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Псалом 138:13,15-16)

Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. (Псалом 126:3)

Эклезиаст говорит о том, что сознание зародыша уже находится в этом мире в момент выкидыша:

Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком. Он даже не видел и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому.

В Исходе выкидыш, связанный с физическим вредом женщине, не приравнивается к убийству (с другой стороны, видно, что речь здесь идет о непреднамеренном действии):

Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню (...); а если будет вред, то отдай душу за душу. (Исх. 20:22-23)

Из оригинального текста также не совсем ясно речь здесь идет о выкидыше или о преждевременных родах

Святые Отцы о жизни в утробе матери о об аборте

Свт. Василий Великий обличал как тех, кто способствовал абортам, так и женщин, к ним прибегавшим:

...те, которые дают снадобья, вытравливающие младенца, суть убийцы, равно как и те, которые принимают убивающие зародыш отравы.[6]

Свт. Григорий Нисский говорит о существовании человека с момента зачатия [7]:

Поскольку человек, состоящий из души и тела, есть единое, то предполагаем одно общее начало его состава, так что он ни старше, ни моложе самого себя и не прежде в нем телесное, а потом другое. Напротив того, утверждаем, что предведущим Божиим могуществом (...) приведена в бытие вся полнота человеческого естества...

Отношение к аборту в православии

Позиция православных церквей касательно аборта не различается. Официальная позиция Русской православной церкви сформулирована в "Основах социальной концепции":

XII.2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Об ответственности отца:

Ответственность за грех убийства нерождённого ребёнка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта.

О праве мужа расторгнуть брак:

Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака

Об ответственности врача:

Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести.

Исключительные случаи:

В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.

Отношение к аборту в католичестве

Официальная позиция Католической Церкви была сформулирована в папской энциклике «Humanae vitae» в 1968 г.

Катехизис Католической церкви:

Человеческая жизнь должна пользоваться уважением и защитой в абсолютной мере с момента зачатия. С первого же момента его существования за человеком должны быть признаны все права человеческой личности, среди которых - нерушимое право каждого невинного существа на жизнь[8]. Начиная с 1 в., Церковь провозглашала моральное зло всякого искусственно вызванного аборта. Это учение не изменилось. Оно остаётся незыблемым. Сознательный аборт, то есть желаемый как цель или как средство, глубоко противоречит нравственному закону[9]. Церковь применяет каноническое наказание отлучения к этому преступлению против человеческой жизни. Тот, кто производит аборт, если цель достигнута, подлежит отлучению (экскоммуникации) latae sententiae (связывающее силой самого закона), уже из-за самого факта совершения преступления[10].

В 2007 году Папа Римский Бенедикт XVI подтвердил точку зрения, согласно которой аборт - грех[11]

Отношение к аборту в протестантизме

Вплоть до конца 60-х годов XX века позиция протестантских церквей была едина и осуждала аборт, считая что дитя в лоне матери должно быть под защитой.[12]

Жану Кальвину лидеру Реформации принадлежит следующее высказывание:

Плод, хотя и сокрытый в утробе матери, уже есть человеческое существо. Поэтому, если его лишают жизни, которой он еще даже не насладился, то тогда такой поступок есть ничто иное, как величайшее преступление. Если убить человека в его собственном доме – в самом безопасном месте – считается более кощунственным, чем лишить его жизни в поле, то как же мы назовем преступление, когда плод еще во чреве уже лишается жизни, так и не увидев свет Божий? [13]

Мартин Лютер, основатель Лютеранской Церкви, высказывался в защиту зачатого ребёнка:

Несомненно, созданное Богом в этот момент [зачатия], должно быть продолжено в потомстве.[12]

В 1960-1970 годы начался раскол среди протестантских церквей в вопросе об аборте. Например, Пресвитериане поддержали свободу абортов, за ними последовал ещё ряд церквей. Это, в свою очередь, привело к основанию конфессиональных групп движения "в защиту жизни" (pro-life). [12]

В настоящее время протестантизме вопрос об абортах является предметом дискуссии. Помимо критики, встречаются и осторожные сторонники[14]. Лютеранский теолог Пер-Андерс Груннан, осуждая аборты, оговаривается, что "аборт допустим для христиан лишь в том случае, когда жизнь матери находится под угрозой"[15]. В целом в лютеранских странах сильны позиции противников абортов[16]. Тем не менее есть лютеране открыто практикующие аборты (например, убитый в церкви доктор Джордж Тиллер[17])

Покаяние для совершивших аборт

Женщин, сделавших аборт, а также мужчин, принимавших участие в принятии решения об аборте, христиане призывают к покаянию. В Православной и Католических церквях существует таинство покаяния (исповедь), где верующий исповедуется в присутствии священника.Причём в Католической Церкви принять исповедь в аборте может лишь епископ или уполномоченный им священник, кроме случаев исповеди при опасности смерти. В ряде протестантских церквей после аборта также необходимо покаяние, как во время частной исповеди, так и во время общей, где можно сказать о совершенном грехе, не указывая какой именно грех совершен(Аугсбургское исповедание, артикул 11: Об исповеди). В Русской православной церкви существует ряд молитв «о детях, загубленных в чреве матери.»[18].

Примечания

  1. Отец Либор. Статья на сайте noabort.net
  2. [1]
  3. [2]
  4. [3]
  5. [4]
  6. http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/vasily1/186.html
  7. http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_nyss/ustroen/29.htm
  8. Катехизис Католической церкви, 2270
  9. Катехизис Католической церкви, 2271
  10. Катехизис Католической жизни, 2272
  11. Папа Римский вновь назвал аборты грехом
  12. ↑ http://www.nrlc.org/news/1999/NRL199/sween.html
  13. http://www.vsmresources.com/ru/life/unborn.html
  14. В США баптистская пасторша выступает в поддержку абортов
  15. Груннан П-А. Любовь, истина и благодать/ пер с шведск. В.Володина - СПб: Светоч, 2000. - С.73
  16. Церковные лидеры Швеции борются против абортов
  17. В США застрелили врача, убивавшего нерожденных младенцев
  18. Молитвы женщин, совершивших аборт (после абортов)

См. также

Ссылки

  • Женщины делают аборты втайне от мужей
  • Аборт в истинном свете
  • Христианская реакция на аборт
  • Об аборте
  • Притча "Аборт"


Аборт и христианство.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06