Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Абрамов, Яков Васильевич

11-06-2023

Яков Васильевич Абрамов
Псевдонимы:

Федосеевец

Дата рождения:

2 ноября 1858(1858-11-02)

Место рождения:

Ставрополь

Дата смерти:

1 октября 1906(1906-10-01) (47 лет)

Гражданство:

 Российская империя

Род деятельности:

прозаик, публицист, журналист

Годы творчества:

1881—1906

Жанр:

рассказ, очерк

Язык произведений:

русский

Я́ков Васи́льевич Абра́мов (литературный псевдоним Федосеевец) (21 октября (2 ноября185818 сентября (1 октября1906), публицист, литератор, журналист и исследователь народной жизни; автор рассказов и очерков о судьбах крестьян в пореформенной деревне и жизни обитателей городских окраин.

Содержание

Биография

Родился в Ставрополе-Кавказском, из семьи мещан. Первоначальное образование получил под руководством отца. Затем поступил в ставропольскую гимназию, но из шестого класса, вследствие неприятностей с гимназическим начальством, перешёл в местную духовную семинарию и, по окончании в ней курса «общеобразовательных наук», поступил в 1877 году в Медико-хирургическую академию, которую в 1878 году был вынужден оставить в связи «с привлечением по делу о распространении книг преступного содержания» и по объявлении Высочайшего выговора был выслан из столицы — Санкт-Петербурга — на родину. В декабре 1880 года вернулся в Петербург и с тех пор началась журнальная деятельность писателя (в газеты он писал корреспонденции ещё будучи в гимназии). Первым его произведением был этнографический рассказ «Среди сектантов», напечатанный в «Слове» в 1881 году под псевдонимом Федосеевец. В том же журнале появился следующий рассказ его «Мещанский мыслитель» (1881 год, № 4).

Через Г. И. Успенского познакомился с Г. З. Елисеевым и Н. К. Михайловским. С 80-х годов XIX века был неутомимым и плодовитейшим сотрудником многих журналов и газет, как столичных, так и провинциальных. В 18811884 годах постоянный сотрудник «Отечественных записок», то есть вплоть до их закрытия, автор многих статей о сектантах, других рассказов и статей. После закрытия «Отечественных записок» Абрамов поступил в июне 1884 года на работу в статистическое бюро санкт-петербургской земской управы и по поручению его составил статистическое описание шлиссельбургского и петербургского уездов, занявшее 3 тома (2 тома вышли в 1884 году, третий появился осенью 1886 года).

С 1882 года он стал также сотрудничать в «Устоях» (где был одним из участников издательской артели этого журнала) и «Деле».

С 1885 года работал сотрудником «Северного вестника», где в 18881889 годах вёл отдел «Из провинциальной печати» и занимался разбором вновь выходящих книг по земской жизни России, а также по этнографии и географии. Постепенно отходил от публицистики, всё больше и больше внимания уделяя вопросам народного просвещения и образования.

С июля 1885 года Абрамов принимал также постоянное участие в «Неделе», составляя для каждого номера передовые и отдельные статьи по внутренним и научным вопросам. Сверх этого публицист поместил ещё ряд статей в «Русском курьере», «Московском телеграфе», «Тереке», «Тифлисском вестнике», «Новом обозрении», «Экономическом журнале» и приготовил много объёмистых статей для издаваемой товариществом Вольф «Живописной России».

С 1890 года жил в Ставрополе. Работал юристом и торговым агентом. Печатался в газете «Северный Кавказ», «Приазовский край», в журнале «Новое слово» и других периодических изданиях. Издавал популярно-просветительские книги («Популярная юридическая библиотека», «Новейшие успехи знания»), опубликовал также ряд биографий — Х. Колумба, Б. Франклина, М. Фарадея, И. Песталоцци и других в сериях «Жизнь замечательных людей» и «Популярная библиотека» Ф. Ф. Павленкова.

Анализ творчества

Литературною своею деятельностью Абрамов примыкал к той части русской интеллигенции, которая, отодвигая на второй план вопросы общественно-политические, считала основною задачею современной им государственной жизни России — энергичную работу на помощь народу. Но не только экономические потребности русского простолюдина занимали публициста. Как можно видеть из перечня его статей, половина их посвящена расколу. В русских раскольниках, в особенности в последователях рационалистических сект, Абрамов видел людей «ищущих правды», людей богатых, правда, несколько болезненным идеализмом, но который, при мягком к нему отношении, не будет весь уходить в мистицизм и фанатизм, а, напротив, вольёт в народный организм струю бодрого, деятельного и творческого настроения.

Помимо раскола и земской, в широком смысле этого слова, жизни России, Абрамов интересовался также делами своей родины — Кавказа, относительно которого проводит взгляд, что внутренняя жизнь многочисленных горских народов должна быть регулируема не по одному общему административному шаблону, а сообразно индивидуальным особенностям каждого из этих народов. По мнению Абрамова, именно при такой постановке дела русская государственная власть, отнюдь не теряя в своём престиже и верховном главенстве, даст наиболее полезный для России исход богатым природным силам Кавказской окраины[1].

«Абрамовщина»

В середине 1880-х годов Абрамов начал деятельную работу в «Неделе» и стал одним из главных выразителей течения, которое часто называлось «абрамовщиной» — по его имени. Общественные надежды, разбуженные реформами 1860-х годов, оказались не соответствующими ожиданиям, прогрессивные умы уже не надеялись на их осуществление. Теория «непротивления злу» Льва Толстого становилась всё более популярной в обществе. Теория же Абрамова, «теория малых дел», противопоставлялась теории больших дел, революционных свершений. Он призывал к народничеству, к сосредоточению внимания и энергии на «малых делах», на «тихой культурной работе»: идти в «народ», в земские врачи, учительствовать и т. п. Учение это стало пользоваться успехом. Радикальные же элементы, например, писавшие на страницах «Русской мысли», продолжали активно воевать с «Неделей» и приверженцами Абрамова.

В начале 1890-х ситуация снова изменилась, общество опять склонилось к вектору кардинальных изменений в России, и «теория малых дел» начала терять популярность.

Смотрите также

Примечания

  1. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — СПб.: Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889. — Т. I. Вып. 1—21. А. — С. 23.

Литература

  • Агапкина Т. П. Абрамов Яков Васильевич // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 12—13. — 672 с.
  • Венгеров С. А. Абрамов, Яков Васильевич // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — СПб.: Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889. — Т. I. Вып. 1—21. А. — С. 21—23.

Абрамов, Яков Васильевич.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06