31-08-2023
Столкновение рейсов KLM 4805 и Pan Am 1736 |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
17:06:50 WET |
Характер |
Столкновение самолётов |
Причина |
Неправильная интерпретация команд авиадиспетчера и ошибка капитана Якоба ван Зантена |
Место | |
Координаты |
|
Погибшие |
583 |
Воздушное судно | |
Модель | |
Имя самолёта | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
4805 |
Бортовой номер |
PH-BUF |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
234 |
Экипаж |
14 |
Погибшие |
248 |
Выживших |
0 |
Второе воздушное судно | |
Модель | |
Имя самолёта | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
1736 |
Бортовой номер |
N736PA |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
380 |
Экипаж |
16 |
Погибшие |
335 |
Выживших |
61 |
Авиакатастрофа в аэропорту Лос-Роде́ос — авиационное происшествие (катастрофа), произошедшее на Тенерифе, Канарские острова, в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977 года. В результате столкновения двух самолётов Боинг-747 погибло 583 человека. Эта катастрофа остаётся крупнейшей по количеству жертв за всю историю авиации (не считая террористического акта 11 сентября 2001).
Инцидент произошёл на земле. Самолёт авиакомпании KLM рейс 4805 под командованием капитана Якоба ван Зантена, совершая взлёт, на скорости 250 км/ч врезался в следующий ему навстречу по той же взлётной полосе лайнер авиакомпании «Пан Американ» рейс 1736 под командованием капитана Виктора Граббса (57 лет, 21000 лётных часов).
Аэропорт Лос-Родеос находится в северной части острова Тенерифе и является вторым аэропортом Канарских островов по количеству пассажиро- и грузоперевозок.
Содержание |
В этот день в крупнейшем аэропорту Канарских островов Лас-Пальмас был совершён террористический акт. Террористы «Движения за независимость и автономию Канарских островов» взорвали в зале ожидания аэропорта бомбу, акт не повлёк человеческих жертв (лишь несколько пассажиров были легко ранены осколками разбившихся стёкол), однако администрацией аэропорта из-за опасений повторных терактов было принято решение закрыть терминал. В результате единственным аэропортом, подходящим для приёма крупных широкофюзеляжных самолётов, стал аэропорт Лос-Родеос. Рейсы 4805 и 1736 были одними из многих в тот день, которые были вынуждены совершить посадку в Лос-Родеос вместо запланированной посадки в Лас-Пальмас. Опытнейший капитан лайнера «Пан Американ» Виктор Граббс при подлёте к Канарским островам имел достаточный запас топлива и для комфорта пассажиров предпочитал не совершать посадку в аэропорту Лос-Родеос, а остаться в зоне ожидания до открытия аэропорта в Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, но вынужден был подчиниться приказу диспетчера и приземлиться на острове Тенерифе.
В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос оказался перегружен. Это был воскресный день и пассажирский трафик оказался слишком высоким. Самолёты, ожидающие открытия Лас-Пальмас, заняли все стоянки. Некоторые самолёты стояли даже на рулёжных дорожках. Боинг-747 авиакомпании KLM, выполняющий рейс 4805, находился ближе всего к порогу взлетно-посадочной полосы 12, за ним стояли Боинг-737, Боинг-727, Douglas DC-8; Боинг-747 авиакомпании «Пан Американ» рейса 1736 занимал последнюю позицию.
После почти 4-часового ожидания аэропорт Лас-Пальмас начал принимать рейсы. Экипаж «Пан Американ» был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлёт, однако не смог выполнить необходимые манёвры по выруливанию на взлётную полосу, поскольку был блокирован Боингом компании KLM и заправочным автомобилем: капитан KLM решил дозаправиться, чтобы сэкономить время в Лас-Пальмас.
Стоит отметить, что для работников авиакомпаний установлен жёсткий трудовой кодекс. Продолжительность рабочего времени пилотов строго регламентирована. Во время сеанса радиосвязи с Амстердамом командиру ван Зантену было приказано осуществить вылет до 19:00 по местному времени или, в противном случае, дожидаться утра. Пилоты были заинтересованы в скорейшем отдыхе и завершении полётов.
Следуя инструкциям диспетчеров, Боинг KLM проследовал в конец основной взлётной полосы и развернулся на 180 градусов (этот манёвр является трудным для Боинга-747 на узкой полосе), после чего остановился. Капитан KLM перевёл двигатели на малый газ, доложил о готовности к взлёту и стал ожидать дальнейших инструкций от диспетчерской вышки управления воздушным движением.
Во время руления погода ухудшилась. Туман ограничивал видимость 300 метрами. Аэропорт Лос-Родеос всегда отличался непредсказуемыми погодными условиями. Это обусловлено нахождением аэропорта между двух гор и тем, что аэропорт располагается на высоте 700 метров над уровнем моря.
Командир Боинга «Пан Американ» почти сразу же получил указания рулить вслед за Боингом KLM, им было приказано следовать по той же взлётной полосе и свернуть на рулёжную дорожку C3, после чего двигаться по главной рулёжной дорожке к началу ВПП. Однако, достигнув дорожки C3, экипаж «Пан Американ» отметил, что для того чтобы свернуть на неё, им нужно повернуть на 135°, что невозможно для Боинга-747 на столь узкой полосе. Экипаж решил, что диспетчер приказал им свернуть на дорожку C4, которая находилась дальше по ВПП и требовала поворота лишь на 45°, хотя диспетчер ясно приказал сойти на C3.
В это время видимость упала до 100 метров, и экипажу «Пан Американ» было сложно определить рулёжную дорожку. Осевые огни, определяющие границы взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, не работали.
Диспетчер вышки управления воздушным движением говорил с сильным испанским акцентом, экипаж «Пан Американ» и экипаж KLM по нескольку раз переспрашивали и уточняли команды диспетчера. Не было согласованности в переговорах, пилоты «Пан Американ» и KLM встревали в разговор и перебивали друг друга.
В то время как Боинг «Пан Американ» проехал мимо рулёжной дорожки C3, на которую ему было указано повернуть, Боинг KLM уже был готов к взлёту, и второй пилот KLM сообщил диспетчеру о готовности и запросил разрешения на взлёт.
В 17:05:53 башня управления радировала «KLM4805, вам разрешено на привод P, набирайте и выдерживайте эшелон 90. После взлёта поворот направо, следуйте курсом 040 до захвата радиала 335 ВОР Лас-Пальмас».
Экипаж KLM воспринял эту инструкцию по набору высоты и последующему занятию коридора как фактическое разрешение на взлёт. Второй пилот повторил инструкцию диспетчеру обратно, невнятно добавив в конце «мы на взлёте» (англ. we're now at take-off или англ. we're now uh..taking off). Диспетчер понял этот ответ как подтверждение того, что экипаж готов к взлёту, и сказал «O.K.», что подтвердило заблуждение экипажа о том, что разрешение получено.
Сразу после этого диспетчер добавил «будьте готовы к взлёту, я вас вызову». В этот же момент экипаж «Пан Американ» сообщил диспетчеру о том, что они ещё не ушли со взлётной полосы. Любого из этих сообщений было бы достаточно для экипажа KLM для осознания своей ошибки, однако из-за интерференции сообщения наложились друг на друга и не были слышны в кабине KLM.
В то время как Боинг KLM начал взлёт, диспетчер проинструктировал экипаж «Пан Американ» сообщить ему, когда взлётная полоса будет свободна. Услышав эту фразу, бортинженер KLM выразил пилотам свою озабоченность, что возможно «Пан Американ» ещё не ушёл с полосы, однако капитан KLM, сфокусировавшись на взлёте и считая, что они уже получили разрешение взлетать, раздражённо ответил, что всё в порядке, и продолжил взлёт.
Через 14 секунд произошло столкновение.
Авиакатастрофа в Лос-Родеос 27 марта 1977.