Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Автопортрет (картина, Дюрер, 1500)

17-04-2023

Альбрехт Дюрер
Автопортрет, 1500
Selbstbildnis im Pelzrock
Дерево, масло. 67×49 см
Старая пинакотека, Мюнхен

«Автопортрет» «Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет», «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (нем. Selbstbildnis im Pelzrock) Альбрехта Дюрера, написан в начале 1500 года. Последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них[1]. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.

Содержание

Композиция

Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета. Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой[2]. В этом произведении Дюрер, кажется, подошёл к тому, что историк искусства Марсель Брион, называет «классицизмом по Энгру. Лицо с непреклонностью и безличным достоинством маски, скрывающей беспокойство потрясений, боли и страсти внутри»[2].

Кажущаяся симметрия картины несколько нарушена: голова расположена чуть правее центра, пряди волос падают набок, взгляд направлен влево[3].

В конце XV — начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета[K 1]. В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. В Северной Европе поворот в три четверти появляется в портретах приблизительно с 1420 года, его использовал Дюрер в своих более ранних автопортретах. Художники позднего средневековья и раннего Возрождения разрабатывали этот более трудный вид и гордились умением изображать модель в три четверти. Для зрителя начала XVI века вид анфас был связан не со светским портретом, а с религиозным и, прежде всего, — изображением Христа.

Автопортреты Дюрера

Примечания

  1. Lahme H. Das Ziel menschlichen Bildschaffens im Gottesbild… — S. 72.
  2. 1 2 Brion, Marcel. Dürer. London: Thames and Hudson, 1960, 170
  3. Bailey, Martin. Dürer. London: Phaidon Press, 1995. ISBN 0-7148-3334-7, 68
  4. Campbell, Lorne, Renaissance Portraits, European Portrait-Painting in the 14th, 15th and 16th Centuries. Yale, 1990. ISBN 0-300-04675-8 81-86
Комментарии
  1. Одним из редких исключений являются несколько портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненные Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу[4].

Литература

  • Боргези С. Старая пинакотека: Мюнхен: Альбом. 2003.
  • Т. А. Седова. Старая пинакотека в Мюнхене. М.: Искусство, 1990
  • Lahme H. Das Ziel menschlichen Bildschaffens im Gottesbild. Perspektiven einer 'Imago Dei' als Fundament des Kunstkontinuums 'Visualität'. Eine Untersuchung zu exemplarischen Bildphänomenen. — Münster: LIT Verlag, 2007. — ISBN 978-3-8258-0723-8

Автопортрет (картина, Дюрер, 1500).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06