Автосцепка — автоматическое сцепное устройство, которое осуществляет сцепление единиц подвижного состава без участия (либо при минимальном участии) человека. Чаще всего применяется для железнодорожного подвижного состава (вагоны, локомотивы) друг с другом.
Преимуществ автосцепки перед неавтоматическими сцепными устройствами (например винтовой упряжью) достаточно много, основными из них можно считать следующие:
- Значительно снижается опасность профессии сцепщика — человеку не нужно пролезать под буферами, при ошибке сцепщика могло даже зажать вагонами[1].
- Повышается масса поезда за счёт более высокой допускаемой силы тяги. Это связано с тем, что максимальную прочность на разрыв винтовой упряжи ограничивает масса сцепки, которая, в свою очередь, ограничена физическими возможностями человека. В автосцепке руками берут тормозные рукава и кабели управления — но не сцепное звено.
- Сокращается время сцепки и расцепки.
- За счёт исключения буферов, функции которых выполняет поглощающий аппарат автосцепки, снижается масса тары вагона.
Разновидности
В зависимости от возможности перемещения относительно друг друга двух сцепленных головок, автосцепки разделяют на жёсткие, в которых перемещения сцепных звеньев друг относительно друга исключены, и нежёсткие, в которых автосцепки имеют возможность ограниченного перемещения (в основном вертикального).
Нежёсткие автосцепки:
- Автосцепка Джаннея — автосцепка с однозубым контуром зацепления. Была изобретена в США бывшим майором армии Конфедерации Эли Джаннеем (англ. Eli H. Janney), который запатентовал её 29 апреля 1873 года. Используется и по сей день на железных дорогах разных стран, в том числе и в самих США.
- Автосцепка Виллисона — автосцепка с двузубым контуром зацепления, изобретена в США в 1916 году.
- Автосцепка СА-3 — автосцепка с двузубым контуром зацепления, конструктивно является улучшенной автосцепкой Виллисона. Применяется в России, странах СНГ и Монголии.
Жёсткие автосцепки:
Преимущества жёсткой: допускает автоматизированное соединение рукавов и кабелей, позволяет высокие скорости, ниже износ. Преимущества нежёсткой: проще в изготовлении, возможны большие допуски, выше прочность на разрыв.
География применения
- США, Латинская Америка, Япония, Китай, Корея, Вьетнам — автосцепка Джаннея.
- Индия — винтовая упряжь и собственный вариант автосцепки Джаннея, совместимый с ней.
- Африка, Австралия — единого стандарта нет. И в Африке, и в Австралии можно найти даже такие необычные варианты сцепок, как «норвежскую» (щелевую) сцепку.
- Бывший СССР и Монголия — СА-3.
- Европа — винтовая упряжь. Скоростные поезда сцепляются автосцепкой Шарфенберга. На отдельных большегрузных линиях используется СА-3.
Автосцепки на других видах транспорта
Тракторная автосцепка
Судовая автосцепка
Трамвайная автосцепка
Автомобильная автосцепка
Примечания
- YouTube: сравнение винтовой и автоматической сцепки