05-06-2023
Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Прежние названия |
Ишимбайский нефтеперегонный завод |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
гендиректор В. В. Кудряшов |
Отрасль | |
Продукция |
нефтепродукты |
Число сотрудников |
146 |
Сайт |
http://agidel-nps.tiu.ru |
Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод (ИНПЗ, ООО «Агидель-нефтепродуктсервис») — предприятие нефтеперерабатывающей промышленности, расположенное в городе Ишимбае. Первенец переработки нефти в Башкортостане, первый нефтеперерабатывающий завод на Востоке СССР.
Адрес: Россия, 453203, Республика Башкортостан, город Ишимбай, улица Левый берег, 6
Содержание |
В 1933 году Ф. П. Похлебаевым, местным новатором и рационализатором, установлена первая нефтеперерабатывающая установка на левом берегу реки Белой.
Ветеран Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода Ф. А. Кулбаев вспоминал:
«Пятитонный резервуар обложили кирпичом, обмазали. Змеевики спустили в озеро Каракуль. Подвели под резервуар форсунки и зажгли факелы. Начали перегонку нефти, начали малограмотные, технически необученные кадры. Ф. А. Похлебаев сутками не отходил от кубовой установки, учил нас, так как мы не знали даже, в какую сторону повернуть штурвал задвижки».
В первые дни установка давала 750 литров бензина, но уже во второй половине 1933 года — до 15 тонн бензина в сутки. Конечно, это был весьма условный «бензин» с низким октановым числом и высоким содержанием серы. Завод имел трубчатую нефтеперегонную установку, очистное, водоснабжающее и товарное хозяйство, котельную, лабораторию, ремонтный цех. Производилось два продукта — бензин и мазут.
1 октября 1934 года вышло распоряжение № 350 «Главнефти» Минтяжпрома СССР, в котором тресту «Востокнефть» предписывалось: «...немедленно приступить к устройству в Ишимбаево установки по отбензиниванию нефти». Проектировщики из «Нефтепроекта» Монаков и Смуров выполнили необходимые предварительные работы, а 31 мая 1935 года проект был готов и утверждён «Главнефтью», предполагавший сооружение большого завода[1]. Стройку возглавил Иван Иванович Новиков, ставший впоследствии директором завода, со всей страны прибывали специалисты, строители, квалифицированные рабочие. Через год завод был сооружён, оборудование для завода изготовили многие предприятия страны: колонну и теплообменники изготовил завод г. Подольска, котлы — «Ленкузница», насосы «Красный молот», моторы «Электросила», трубы — таганрогский и днепропетровский заводы[1].
К концу августа 1935 года завод был построен на Перегонном, первые потоки нефти поступили сюда 31 августа. 17 октября 1936 года достигнута проектная мощность, 23 ноября в Москву в качестве подарка VIII съезду Советов прибыл состав из 18 цистерн с ишимбайским бензином, 20 декабря Ишимбайский нефтеперегонный завод (завод № 433) принят государственной комиссией[1][2].
В 1939 году на левом берегу реки Белой начато строительство газолинового завода. 31 июля 1941 года Совнарком СССР постановил построить в городе Ишимбае завод ламповой сажи. В годы Великой Отечественной войны возведены заводы «Нефтегаз-8» — эвакуированный в 1942 году маслоабсорбционный газолиновый завод № 1 «Грознефтекомбината» из города Грозного[3] (впоследствии именовался: завод № 89, ПЯ 19, Государственный союзный завод № 411), а также пиролизный и серный заводы, строили которые несколько мощных трестов. В годы войны эти предприятия уже стали давать продукцию для фронта[1]. Производился выпуск газового бензина, газовой серы, пропана и другой продукции. Средство для заправки аккумуляторов танков — фильмургин — производили только в Ишимбае[1].
В 1940-е годы проводится реорганизация ишимбайского нефтеперерабатывающего комплекса. Самый первый нефтеперегонный завод № 433 работал самостоятельно с 1936 по 1948 годы. 1 января 1947 года Государственный союзный завод № 411 объединился с газолиновым заводом. В 1949 году заводы №№ 411 и 433 объединились в единый Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод[1].
Последующие годы являются для Ишимбайского НПЗ техническим перевооружением. Предприятие сотрудничало с научно-исследовательскими организациями, совершенствуя технику и технологию выпуска продукции. С 1953 года начат ввод комбинированной установки термического крекинга и этилосмесительной станции. В это же время сданы в эксплуатацию электрообессоливающие установки №№ 1 и 2, а также ряд других объектов для улучшения качества продукции[1].
В 1955-1956 гг. установлено свыше 400 комплектов контрольно-измерительных приборов. В 1958 году построены сливно-наливные эстакады, в 1964-м — станция нейтрализации на установке по газоочистке[1].
С начала 1960-х гг. на предприятии стали вырабатывать сырьё для нефтехимии: помимо изобутана стали производить нормальный бутан, затем — пропан. С этого времени Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод становится одним из крупнейших современных предприятий[1].
В начале 70-х годов Башкирской студией телевидения из города Уфы был снят документальный фильм об Ишимбайском НПЗ, в котором рассказывалось о рационализаторской деятельности Д. С. Никулочкина — начальника установки термического крекинга цеха № 3.
В начале 1980-х годов началось сооружение производства катализаторов на основании принятого 4 января 1973 года приказа Миннефтехимпрома СССР «О строительстве на территории Ишимбайского НПЗ комплекса по производству катализаторов», предполагающий перепрофилирование завода в другое производство. Мощности Ишимбайского НПЗ постепенно демонтировались. Ликвидирован цех № 2 на Перегонном. В 1985 году была введена в строй действующих первая очередь по производству цеолитов, а к концу 1989 года переработка нефти прекратилась. Ишимбайский НПЗ полностью прекратил своё существование, став Ишимбайским специализированным химическим заводом катализаторов (ИСХЗК)[1][2].
Неоднократно меняя форму собственности от ФГУП до ГУП и ОАО, в 2005 году Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов признан банкротом, в результате чего 65 га территории приобрело ООО «Агидель-нефтепродуктсервис», планировавшее в ближайшем будущем восстановить нефтепереработку в городе Ишимбае[4].
В 2007 году часть территории предприятия арендует салаватское ООО «Ремстройсервис».
7 октября 2011 года на предприятии произошёл пожар, в результате чего пострадали трое сотрудников[5]. Авария случилась на экспериментальной технологической установке по переработке мазута, принадлежащей компании-арендатору «Ремстройсервис»[6]. 14 октября скончался 30-летний работник ООО «Ремстройсервис», получивший ожоги 95 % тела при взрыве на технологической установке по обезвоживанию и переработке нефтепродуктов[7].
Первый директор — 1936 год[8].
Компания имеет крупную нефтебазу, 5 км ж/д путей, ёмкость 60 тыс. куб. м., магистральный трубопровод 6 км. Произведена полная реконструкция обьекта, разрушенного в 1991 году: капитальный ремонт резервуарного парка, технологического оборудования, замена всех трубопроводов (около 15 км), возведены новые резервуары РВС-3000 6 шт, РВС-5000. Построены две котельные, система автоматического пожаротушения (3 насосные), внедрена система АСУ ТП, заменены все коммуникации и системы энергоснабжения. Были получены все разрешительные документы, согласованы ПЛАРН и ПЛАС, произведён приём продукта. Работы проводили девять подрядных организаций, в количестве 270 чел, произведено работ на 380 млн руб.
Общее руководство деятельностью предприятия находится в городе Москве, в связи с кризисом 2008 года все дальнейшие работы (строительство мини-НПЗ) были приостановлены.
Авторы наиболее ценных изобретений[1]:
Агидель-нефтепродуктсервис.