18-06-2023
Агирре, гнев Божий | |
Aguirre, Der Zorn Gottes | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор |
группа Popol Vuh |
Кинокомпания |
Werner Herzog Filmproduktion, Hessischer Rundfunk (HR) |
Длительность |
94 мин. |
Бюджет |
370 тыс. $ |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0068182 |
«Агирре, гнев Божий» (нем. Aguirre, Der Zorn Gottes) — фильм немецкого режиссёра Вернера Херцога об испанской экспедиции 1540—1541 годов в поисках Эльдорадо.
Содержание |
Большой отряд испанцев-конкистадоров и перуанских индейцев (всего около двух с половиной тысяч человек) под командованием Гонсало Писарро выходит из Перу с целью достичь мифической «золотой страны» Эльдорадо. Перевалив через Анды и оказавшись в джунглях, Писарро обнаруживает, что с таким большим отрядом ему дальше не пройти. Он посылает вниз по реке несколько десятков человек на плотах под командованием Педро де Урсуа, в помощники которому определяет Лопе де Агирре (Клаус Кински), чтобы те разведали путь и вернулись.
После гибели одного из плотов Педро де Урсуа приказывает всем возвращаться к основному отряду, но Агирре, который хочет сам найти Эльдорадо и не терпит над собой другой власти, поднимает бунт. Де Урсуа тяжело ранен. Агирре провозглашает дворянина Фернандо де Гусмана командиром похода и императором всех захваченных ими земель. Они судят де Урсуа и приговаривают его к смерти за вымышленное предательство, но де Гусман помиловал бывшего командира.
Отряд движется вниз по реке, воюя с индейцами и терпя лишения. Один за другим участники похода погибают. После таинственной гибели де Гусмана Агирре приказывает повесить де Урсуа. Несколько встреченных по пути индейских деревень сожжены, но конкистадоры находят совсем немного еды. Их начинают подкашивать болезни, они боятся приближаться к берегам из-за обстреливающих плоты индейцев. Начинается ропот, но никто не в силах противостоять безумию и железной воле Агирре.
Агирре постепенно теряет всех своих соратников и свою дочь, оставшись на плоту один, в окружении мартышек, но при этом вглядывается в даль, не теряя надежды на завоевание заветного Эльдорадо.
В своей самой репрезентативной ленте «Агирре, гнев божий» Херцог проанализировал функционирование влечения к смерти и процесс невротизации общества — то, что происходит с людьми, когда на вершине социальной пирамиды оказывается неврастеник с манией величия.[1] В фильме позволительно видеть своеобразный комментарий на тему истоков фашизма[2]: поколение, к которому принадлежал Херцог, волновал вопрос о том, что привело их отцов к фашистской идеологии. Полин Кейл заявляла, что именно из фильма Херцога вырос «Апокалипсис сегодня» Ф. Ф. Копполы — по крайней мере, проблематика у фильмов общая.[3]
Агирре, гнев Божий.