08-08-2023
«Академик Фёдоров» | ||
---|---|---|
|
||
«Академик Фёдоров» в порту немецкого города Киль | ||
Основная информация | ||
Тип | Научно-исследовательское судно | |
Государство | Россия | |
Порт приписки | Санкт-Петербург | |
Класс | KM(*) ULA[2] AUT2 | |
Номер ИМО | 8519837 | |
Позывной | UCKZ | |
Оператор | ААНИИ | |
Владелец | ААНИИ | |
Спущено на воду | 8 сентября 1987 | |
Современный статус | В эксплуатации | |
Параметры | ||
Длина | 141,2 м | |
Ширина | 23,5 м | |
Высота | 13,3 м | |
Средняя осадка | 8,5 м | |
Водоизмещение | 16 336 т | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 x Wartsila 16V32D, 2 x Wartsila 6R32D | |
Винты | 1 винт фиксированного шага с 4 съемными лопастями | |
Мощность | 2 x 6000 кВт, 2 x 2250 кВт | |
Скорость | 16,5 узлов | |
Экипаж | 90 | |
Грузовместимость | 365 м³; 1930 м³; 2050 м³; 2350 м³ |
«Академик Фёдоров» — российское научно-исследовательское судно, построенное в 1987 году на верфях города Раума (Финляндия) по заказу СССР и названное в честь академика АН СССР героя Советского Союза Е. К. Фёдорова, работавшего на первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1».
Содержание |
В первое плавание вышел 24 октября 1987 года. Ежегодно совершает экспедиционные рейсы в Арктику (август, сентябрь) и участвует в работах Российской Антарктической экспедиции (отплытие из Санкт-Петербурга в начале ноября, возвращение в начале мая следующего года)[1]. К 8 сентября 2007 года «Академик Фёдоров» находился в море 4045 суток (более 11 лет), выполнил 25 рейсов (находясь в 26-м), прошёл около 687 тыс. морских миль, из них 100 тыс. миль во льдах[2].
5 июля «Академик Фёдоров» вышел из Санкт-Петербурга. На первом этапе экспедиции велась геологическая разведка на дне океана, в том числе на хребте Менделеева. В ходе экспедиции 29 августа «Академик Фёдоров» стал первым в мире транспортным судном, которое без сопровождения ледокола дошло до Северного полюса[3]. На полюсе были взяты образцы донного грунта. 5 сентября научно-исследовательское судно эвакуировало дрейфующую станцию «Северный полюс-33», высаженную им же 9 сентября 2004 года. 19 сентября 2005 года «Академик Федоров» доставил новый состав полярников в точку с координатами 85 ° 39' с. ш. и 115° 19' в. д., где была основана новая дрейфующая станция[4].
4 октября корабль вернулся в Санкт-Петербург.
10 июля «Академик Фёдоров» вышел из Санкт-Петербурга в Мурманск. Из Мурманска корабль вышел к полюсу вслед за ледоколом «Россия» 25 июля после полуночи. Через 57 миль на судне произошла поломка двигателя, и оно простояло несколько часов на ремонте. Ледокол «Россия» был вынужден развернуться, в Мурманск был отправлен вертолёт за запчастями. К 11 часам утра поломка была устранена силами команды[5]. На график экспедиции инцидент не повлиял — кораблям удалось быстро наверстать упущенное время.
«Академик Фёдоров» нёс аппараты «Мир», на которых 29 июля было совершено пробное погружение, а 2 августа — погружение на дно в точке Северного полюса.
7 августа «Академик Фёдоров» в проливе Кембридж (Земля Франца-Иосифа) встретил судно «Академик Мстислав Келдыш» и передал на его борт аппараты «Мир»[6][7]. После этого «Академик Фёдоров» участвовал в работах второго этапа экспедиции «Арктика 2007» в море Лаптевых, в ходе которых с его борта проводились наблюдения за состоянием ледяного покрова, атмосферы и океана.
В конце августа «Академик Фёдоров» с 24 полярниками, которым предстоит жить и работать на дрейфующей станции «Северный полюс-35», вышел из Тикси. 5 сентября в Чукотском море он встретился с ледоколом «Россия»[8]. 18 сентября в 65 милях к востоку от мыса Арктический (Новая Земля) было обнаружено подходящее для создания станции ледовое поле и в 16:00 по московскому времени были начаты работы по размещению «СП-35»[9].
Рейс проходил с 6 ноября 2007 года по 2 июня 2008 года (210 суток). Было пройдено свыше 47 000 морских миль, из них 21 500 миль было пройдено в водах Антарктического континента.
Антарктическая экспедиция была проведена силами интернационального коллектива, была выполнена большая научная работа, в том числе расконсервированы станции «Русская» и «Ленинградская».
27 июля «Академик Федоров» отправился в 100-суточный научный рейс из морского порта города Архангельск. Планируется проведение исследований в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана. Работы будут проводиться под проводкой атомного ледокола «Ямал».[10]
Работы организованы НИИ Росгидромет и выполняются в рамках государственного проекта как часть работы «по сопровождению российской заявки на юридическое закрепление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане». Работы возглавляет Полномочный представитель президента РФ по международным вопросам Арктики и Антарктики, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров, в организации экспедиции участвовали официальные представители Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).[10]
В рамках экспедиции планируется исследовать геологическое строение моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря с использованием современной аппаратуры. Кроме этого планируется провести аналогичные исследования в других акваториях океана, вплоть до географической точки Северного полюса.[10]
По окончании работ экспедиционное судно вернётся в Санкт-Петербург в третьей декаде октября 2010 года.[10]
Это заготовка статьи о морском транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Арктика-2007 | ||
---|---|---|
Географические объекты | Северный полюс | Северный Ледовитый океан | Хребет Ломоносова | |
Задействованный флот | Глубоководный обитаемый аппарат «Мир» | Научно-исследовательское судно «Академик Фёдоров» | Атомный ледокол «Россия» | |
Личности | Артур Чилингаров | Анатолий Сагалевич | Владимир Груздев | Михаил Слипенчук | Фредерик Паулсен | Майк Макдауэлл | Виктор Поселов | |
События | Международный полярный год | |
Прочие | Дрейфующая станция «Северный полюс-35» |
Академик Фёдоров (судно).