Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Алан Лилльский

23-10-2023

Алан Лилльский
фр. Alain de Lille, лат. Alanus de Insulis
Род деятельности:

богослов

Дата рождения:

ок. 1120(1120)

Место рождения:

Лилль

Дата смерти:

1202 год(1202)

Место смерти:

Аббатство Сито

Алан Лилльский (фр. Alain de Lille, лат. Alanus de Insulis, Alanus ab Insulis) (ок. 1120, Лилль1202, Сито) — французский теолог и поэт. Монах-цистерцианец. Католический святой (день поминовения 30 января).

Учился, вероятно, в Шартре, Париже, Туре. Преподавал в университете Монпелье свободные искусства, позже теологию. Отличался энциклопедической образованностью, за что заслужил почётное прозвище Doctor universalis. В 1179 участвовал в работе III Латеранского собора.

Автор сборника крылатых изречений «Parabolae» (319 дистихов), а также нескольких теологических трудов о католической вере, о еретиках, о проповеди, а также алфавитного указателя к Библии «Словоразличия», приуроченного к толкованию в ней различных аллегорий (все на латинском языке).

Алан провозгласил все положения веры рационально доказуемыми. Используя аксиомы в логических конструкциях наподобие математических алгоритмов, в трактате «Правила богословия» построил дедуктивную систему теологии. Рассматривал взаимоотношения Бога и мира с позиций неоплатонического мистицизма, считал природу посредницей между творцом и материей.

Наиболее известное сочинение Алана Лилльского «Антиклавдиан» (Anticlaudianus; 1182-83) в аллегорической стихотворной форме (написано гексаметрами) представляет универсальный обзор тогдашнего знания. Формальным поводом поэмы Алана стало сочинение «In Rufinum» позднеантичного писателя Клавдия Клавдиана. В начале книги Клавдиана собираются воедино все грехи и пороки, чтобы сотворить чудище по имени Руфин (так звали враждебного Клавдиану министра). В «Антиклавдиане» воедино собираются все добродетели, чтобы сотворить идеального божественного человека (homo divinus). «Антиклавдиан» стал образцом аллегорической поэмы для всего позднего Средневековья.

В сочинении «Плач Природы» стихи чередуются с прозой, явно по модели боэциева «Утешения Философией». Природа выступает здесь наподобие платоновского демиурга. Она является Алану в сновидении и объявляет себя наместницей Бога в деле творения, сшедшей на землю для борьбы с грехами пьянства, чревоугодия, гордыни и другими. В окружении прибывающих один за другим священнослужителей Природы в итоге объявляется отлучение от Природы и божественной Любви всех, кто погряз в смертных пороках. По оглашении этого декрета все Добродетели гасят лампады, и Алан пробуждается.

Литературный стиль Алана отличается изысканностью, вплоть до вычурности. Поэт использует весь огромный арсенал накопленных античностью литературных приёмов и риторических фигур — антитезы, параллелизмы, оксюмороны, катахрезы, перифрастические плеоназмы, этимологические фигуры (игру слов), многочисленные метафоры.

Алан Лилльский — автор ряда знаменитых поговорок, в том числе

  • У авторитета нос из воска (лат. Auctoritas cereum habet nasum; из трактата «Ars catholicae fidei»), то есть высказывание авторитета можно трактовать в любом смысле, а поэтому следует подкреплять его разумными доводами;
  • Все дороги ведут в Рим (лат. Mille viae ducunt hominem per saecula Romam, из «Liber parabolarum»).



Не следует путать Алана Лилльского с другим богословским писателем, Аланом Фламандским (Alanus Flandrensis) (нид.)русск., который был в 1151—1167 гг. епископом Осерским и умер в 1185 г. в Клерво.

Сочинения (выборка)

  • De planctu naturae (между 1168 и 1172)
  • Anticlaudianus sive De officiis viri boni et perfecti (1182-83)
  • Proverbiae sive Liber parabolarum (авторство оспаривается)
  • Distinctiones dictorum theologicarum sive summa Quot modis
  • Omnis mundi creatura (стихотворение)
  • Summa Quoniam homines
  • Liber poenitentialis
  • Contra haereticos (1190-1200)
  • Regulae coelestis iuris (также под назв. «Regulae de sacra theologia», «Maximae theologicae, «Theologicae regulae», 1192-94)
  • De arte praedicandi
  • Ars catholicae fidei (приписывается также Николаю Амьенскому)

Библиография

  • Полное собрание сочинений Алана Лилльского — в т.210 Латинской патрологии Ж.-П.Миня.
  • Трахтенберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957
  • Алан Лилльский. Плач Природы. Перевод М.Л.Гаспарова // Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972 (фрагментарно)
  • Алан Лилльский. О бренном и непорочном естестве человека. Перевод М.Л.Гаспарова // Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972 (перевод стих. Omnis mundi creatura)
  • Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
  • Les paraboles Maistre Alain en françoys // Modern Humanities Research Association Critical Texts 2. London, 2005, ISBN 0-947623-64-7.
  • Alain de Lille. Regeln der Theologie. Übersetzt und eingeleitet von Andreas Niederberger u. Miriam Pahlsmeier. Freiburg/Br., 2009.
  • Alanus ab insulis. Von der Klage der Natur - De planctu naturae // Cistercienser Chronik. 117. Jg., H. 2/3, 2010, SS.175-380.

Ссылки

  • Стихотворение Omnis mundi creatura
  • Антиклавдиан (скан оригинальной рукописи)
  • Антиклавдиан (на лат. яз.)
  • Tony Hunt. Les Paraboles Maistre Alain // Forum for Modern Language Studies XXI (1985), pp.362-375
  • Плач природы (на лат. яз.)
  • Поговорки (Liber parabolarum). Инкунабула с немецким переводом, Лейпциг, ок. 1487-95

Алан Лилльский.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06