05-10-2023
город Алма́зная | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Алма́зна |
|||||||||||||
Статус: | город районного значения | ||||||||||||
Страна: | Украина | ||||||||||||
Область: | Луганская область | ||||||||||||
Подчинён: | Стахановский горсовет (город Стаханов) | ||||||||||||
Прежние названия: | село Изюм (1870), | ||||||||||||
|
|||||||||||||
Дата основания: | 1870 | ||||||||||||
Город с: | 1977 | ||||||||||||
День освобождения: | 4 сентября 1943 | ||||||||||||
|
|||||||||||||
Площадь: | 35 км² | ||||||||||||
Геогр. координаты: | |||||||||||||
|
|||||||||||||
Население | 4 384[1] чел. (2011) | ||||||||||||
• Место по населению | 3-е в районе | ||||||||||||
|
|||||||||||||
Время: | UTC +2 поясн. / +3 летн. | ||||||||||||
Телефонный код: | +380 06444 ,244 | ||||||||||||
Почтовый индекс: | 94095 | ||||||||||||
Автомобильный код: | 13 | ||||||||||||
Города-побратимы: | Стаханов, Ирмино(Теплогорск) | ||||||||||||
|
|||||||||||||
Городской голова: | (Филюшкин Г. Ф.) Шумилин В. М. | ||||||||||||
Орган власти: | Алмазнянский городской исполнительный комитет | ||||||||||||
Адрес: | ул. Ильича 1а 9-25-89 |
Алма́зная (укр. Алма́зна) — город районного значения в Луганской области Украины, подчинён Стахановскому горсовету.
Железнодорожная станция (Стаханов).13000 человек в 1980 год. 5,061 тыс. жителей (2001), менее 4500 человек в 2007 году.
Содержание |
Алмазная основана в 1870 г., как село Изюм. В Алмазную переименовано в 1878 г. Статус города с 1977 г.
За несколько лет до отмены крепостного права был основан поселок, а сейчас город Алмазная, который имел первоначально другое название. При крепостном праве помещик Стебельский приобрел в районах Калиново, Ирмино, Петро-Голенищевки, Кадиевки, Бугаевки и Алмазной обширный участок никем не обрабатываемой земли и переехал сюда со своими крепостными из Изюма Харьковской губернии. Один из хуторов назвал Беззаботовке.
Жизнь переселенцев в Беззаботовке чем-то напоминала им жизнь в Изюме, и они в противовес помещичьему названию дали свое — Изюмчик. Это название хутора сразу вошло в повседневный быт а панское название постепенно забылось, а после 1917 г. было упразднено.
В строительстве железной дороги Дебальцево — Попасная принимают участие в качестве чернорабочих или подвозчиков строительных материалов и жители Беззаботовки, сел Калиново, Ломоватки, Троицкого, Голубовки.
В декабре 1878 г. Участок Дебальцево — Попасная был построен и открыт для движения. Станция у хутора Беззаботовки в честь переселенцев из Изюма получила название Изюм. На станции было построено первое здание вокзала типа жилого двухэтажного дома, в котором размещались служебные помещения и квартиры (эти здания и сейчас находятся рядом с вокзалом).
Среди бескрайних степей и нив стояла одинокая станция, мимо которой, проблескивая двумя стальными нитями, пролегала единственная железнодорожная линия и исчезала за многочисленными холмами. С одной стороны, охватывая станцию полукругом, шумела балка, которую можно было назвать лесом: так она была велика и густа. С другой стороны станции волновались разнотравьем степи и хлебные поля, между которыми пролегал великий Чумацкий шлях. Никаких торговых заведений здесь еще не было, и немногочисленные жители хутора Беззаботовки (Изюма) и железнодорожники станции Изюм покупали все у чумаков, которые совершали свой длинный путь из Слободской Украины на юг — Ростов, Азов.
На первых порах станция Изюм только отправляла уголь. И никаких недоразумений у получателей грузов не было. Но с развитием угольных предприятий (Петро — Николаевки, Кадиевские каменноугольные копи, Ирминский и Голубовский рудники), находящиеся в 8- 12 верстах от станции Изюм, строились ширококолейные подъездные пути к станции. И грузы не только вывозили, но и стали поступать на станцию Изюм. С этого времени начались недоразумения. Дело в том, что на железных дорогах юга страны было 2 одноименные станции: Изюм Харьковской губернии и Изюм Екатеринославской губернии. Поэтому решили переименовать станцию Изюм Екатеринославской губернии. А так как популярным для этих мест в то время было слово «алмазная» (Алмазный угольный бассейн, Алмазный рудник, алмазная свита пластов и т. д.), то и станция Изюм и поселок при станции получили название Алмазная.(1 января 1895 года) В 1905 году было построено новое здание вокзала, которое мы видим и сейчас. При станции имелось одноклассное училище в 4 отделении, где обучалось 70 учащихся. 15 января 1898 года Алмазное каменноугольное общество приступило к постройке металлургического завода. Летом была задута первая доменная печь. Руда для которой поступала из Кривого Рога. В январе 1900 года была задута вторая доменная печь. 1905 год. Промышленность на подъеме. Алмазнянский металлургический завод ввел в строй третью доменную печь. 1 мая 1911 года на трубе АМЗ организация РСДРП решила установить красный флаг. Алмазнянский металлургический завод ЮРДМО (Южно-Русское днепровское металлургическое общество) производил чугун передельный: бессемеровский и мартеновский, литейный (красный и шотландский) и чугуны специальные : зеркальный, ферромарганец и ферросилиций, а также отливки чугунные и медные.
Первое место по нагрузке угля на линии Дебальцево- Попасная занимала станция Алмазная, которая ежегодно нагружала около 1 600 000 тонн угля- больше любой станции в Донбассе. В конце первой пятилетки АМЗ (Алмазнянский металлургический завод) производил за год 43 800 тонн чугуна. В конце 30-х годов шло строительство трамвайной линии Кадиевка — Алмазная. В 1993 году трамвайную линию демонтировали и пустили троллейбусы.
Между железнодорожным вокзалом и металлургическим заводом стояло четырехэтажное здание заезжего дома, в народе прозванного «Дом Арарат», здесь служащие заводов могли поиграть в бильярд, посетить подъезд «с красным фонарем». В 50-х гг. в этом здании был Роддом, потом психиатрическая больница. Ныне развалины в районе бывшей АЗС возле нефтебазы. В 1959 году в степь под Алмазной пришли строители треста «Коммунарскстрой», чтобы возвести завод ферросплавов. 31 марта 1962 года смена начальника Ю. В. Гриценюка включила печь № 1, а 10 апреля была выдана первая плавка ферросилиция.
Сейчас завод именуется как Стахановский завод ферросплавов.
Также возле метзавода строился завод: СП (Совместное предприятие) «Алмазит» по производству керамики, который был готов к вводу в эксплуатации на 99 %. Но в период развала Советского Союза завод «растянули», также был объявлен банкротом и Алмазнянский металлургический завод, который прекратил свое существование в 2000 году. На его территории лишь сохранился литейный цех и вагранка. 20 февраля 2011 г.
Железнодорожные станции Стаханов, Максимовка, Владимировка, Сталь Донецкой ж.д., а также вагонное депо ПТО ст. Стаханов.
ПУ ООО «Экологическая инициатива». Цех по производству тротуарной плитки. АТП № 4. Стадион «Атлант».
Автобусные маршруты № 101А, 102, 102А, 102Б, 102В, 103, 107, 108; с 1939 года по 1993 год имелось трамвайное сообщение, с 1993 года по 2008 — троллейбусное сообщение с г. Стаханов
|
|
---|---|
Города: | Алмазная • Ирмино • Стаханов |
Это заготовка статьи по географии Луганской области. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Алмазная.