Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Алмазная сутра

01-10-2023

Алмазная сутра, или Ваджраччхедика Праджняпарамита сутра (санскр. वज्रच्छेदिका प्रज्ञापारमितासूत्र, Vajracchedikā-prajñāpāramitā-sūtra, «Сутра о совершенной мудрости, рассекающей [тьму невежества], как удар молнии», кит. упр. 金剛[般若波羅蜜多]經, палл.: Цзиньган [баньжэ боломидо] цзин) — сутра цикла «Праджняпарамиты», основополагающий текст буддизма махаяны, созданный в III в. н. э., но не позднее середины IV в.[1] Существует шесть китайских переводов: перевод Кумарадживы является первой в мире печатной книгой и датируется 868 годом.

Алмазная сутра 868 года печати, архив Британской библиотеки[2]

Содержание

Содержание (в трактовке Е. А. Торчинова)

В сутре описываются поведение, речь и образ мыслей ставших на путь бодхисаттв. Для обоснования основных положений в сутре используется характерное построение предложений («парадоксальная логика»): «то, о чем Будда проповедовал как о совершенстве мудрости, о том же Он поведал как о не-совершенстве, поэтому оно названо совершенством мудрости». Эта своеобразная не формальная и не диалектическая логика подчеркивает условность названия и нежелательность смешения двух уровней понятия: уровня значения (обозначаемого, денотата) и уровня выражения (смысла, коннотата)[3]. Её основная цель — показать, что все описываемое не является реальностью, так как язык связан со знаками, а не с реальностью. Именно потому, то, о чем Будда проповедовал как о «совершенстве мудрости», и есть «совершенство мудрости», что «совершенство мудрости» не обозначает то, о чем проповедовал Будда, ибо всякое его обозначение уже не есть «совершенство мудрости».

Буддизм
Культура
История
Философия
Люди
Страны
Школы
Храмы
Понятия
Тексты
Хронология
Проект | Портал
п·о·р

Основные идеи сутры

  1. Личность и ее элементарные психофизические состояния (дхармы) не имеют сущности.
  2. Живые существа пребывают в нирване, и лишь невежество порождает иллюзию их пребывания в сансаре.
  3. Будда это истинная реальность как она есть (дхармакая, татхата), а не человеческое существо.
  4. Истинная реальность не имеет образа (самджня) и не может быть описана или представлена.
  5. Только с помощью йогической интуиции можно постигнуть истинную реальность.

Сутра посвящена вопросам, относящимся к области психологии и гносеологии с определенным выходом в онтологию.

Наиболее известно четверостишие, в самом конце сутры повествующее о мимолетности (Анитья):

Как на сновидение, иллюзию,
Как на отражение и пузыри на воде,
Как на росу и молнию,
Так следует смотреть на все деятельные дхармы.

Первая в мире печатная книга

Сутра является первым подлинно датированным образцом ксилографии. Это свиток длиной 4,8 м, приобретённый археологом Стейном Марком Аурелем у монаха в пещерах Могао, близ Дуньхуан, где находилась огромная библиотека рукописей. На колофоне книги написано: «С благоговением сделано для всеобщего бесплатного распространения Ван Цзе по поручению его родителей в 15-ом числе 4-ой луны года Сяньтун [11 мая 868 г.]».

Примечания

  1. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.234-251
  2. Алмазная сутра 868 года печати, архив Британской библиотеки
  3. E.А.Торчинов. О психологических аспектах учения Праджняпарамиты на примере «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры»

Ссылки

  • http://religions-myths.com/?p=294
  • http://www.iatp.by/handouts/library/e-libraries/5-50.htm
  • Текст Алмазной сутры.
  • Текст Алмазной сутры. Перевод с санскрита В. Андросова


Алмазная сутра.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06