23-10-2023
Андокид (др.-греч. Ἀνδοκίδης) (ок 440 до н. э. - 390 до н. э.) — сын Леогора, родного брата Антифонта. Афинский оратор, общественный и политический деятель. Второй в каноне десяти аттических ораторов. Наибольшую известность получил в связи с делом разрушителей герм, эпизоде произошедшем перед Сицилийской экспедицией и оказавшем влияние на ход Пелопоннесской войны.
Содержание |
Основным источником сведений о биографии Андокида являются его собственные речи. Дополнительные сведения можно подчерпнуть из речи «Против Андокида», приписываемую Лисию и «Жизнеописания десяти ораторов» Псевдо-Плутарха.
Точная дата рождения неизвестна. Хотя Псевдо-Плутарх указывает, что Андокид родился в 78-ю Олимпиаду, то есть где-то в 468-464 гг. до н.э., большинство исследователей сходятся во мнении, что это дата не верна. Наиболее вероятной датой рождения считается 440 год до н.э..[1]
Принадлежал к древнему и очень знатному аттическому роду. Отец — Леогор. Дед — Андокид стратег в 466-465 гг. до н.э и в 441-440 гг до н.э..
Коренной афинянин. Принадлежал к дему Кидатены филы Пандиониды.
Во время подготовки к Сицилийской экспедиции в одну из ночей в Афинах были разрушены все гермы, кроме одной. Началось расследование этого происшествия, повлекшее множество доносов, в которых заявлялось, что некоторые граждане справляют в своих домах пародии на элевсинские мистерии. Одним из обвиняемых был организатор и один из руководителей готовящегося похода Алкивиад. Многие были арестованы и казнены. Но усилия по поимке разрушителей герм успехом не увенчались. Обстановка в Афинах была накалена до предела.
В это время в Совете с заявлением выступил Диоклид. Он утверждал, что знает тех кто разрушил гермы. В ночь когда были разрушены гермы он видел большую группу людей и может опознать некоторых. Всего он назвал 42 человека, среди прочих схваченных оказался Андокид и многие его родственники. Двоюродный брат Хармид уговорил его признаться в содеянном преступлении. Он донес на четверых, остальные были уже казнены по другому доносу. Он обвинил в разрушении герм гетерию Эвфилета, членом которой он являлся. Сам же он был против разрушения герм, а непосредственно перед этим упал с лошади, сломал ключицу и разбил голову, отчего и физически не мог участвовать в преступлении. Диоклид был улучен во лжи и казнен, названые Андокидом были отправлены в изгнание, сам Андокид и прочие схваченные были освобождены.[2]
Впоследствии был подвергнут различным гонениям из за чего вынужден был удалится в изгнание. В результате Пелопоннесской войны разорился[3]. В изгнании занимался коммерцией. В частности пользуясь узами гостеприимства с царем Архелаем рубил и вывозил лес из Македонии[4]. Был судовладельцем[5]. Дела его пошли на поправку и он снова разбогател.
Согласно утверждением его обвинителей во время изгнания успел насолить многим власть предержащим царю кипрского города Китий, кипрскому царю Эвагору[6].
Дважды безуспешно пытался вернуться на родину. Первая попытка (411 год до н. э.) пришлась на правление Четырёхсот. Андокид поставил бревна для весел, хлеб и медь войску на Самосе. Прибыв после этого в Афины, надеясь на благодарность за оказанные им услуги, был немедленно схвачен. Поскольку войска на Самосе были настроены враждебно к Четырестам, его обвинили в помощи врагу[7]. Его заключили в тюрьму истязали, но выпустили на свободу[8]. Во время второй попытки (407 год до н. э.) поставил в Афины хлеб с Кипра надеясь на гарантии безопасности за это[9], но и эта попытка не удалась[10]. В 403 г. до н.э. ему удалось вернуться в Афины.
Был послом в Фессалии, в Македонии, в Молоссии, в Феспротии, в Италии и в Сицилии. Исполнял различные литургии, побеждал в качестве организатора в состязаниях в мужской красоте, в беге с факелами и при постановке трагедий.[11]
В 399 г. до н.э. против него были выдвинуты обвинения, Андокид выиграл дело.
В 391 году до н.э. участвовал в посольстве в Спарту для заключения мира. Вернувшееся посольство было обвинено в нарушении данных им предписаний. Послы, не дожидаясь суда, удалились в изгнание.
Дальнейшая судьба Андокида неизвестна.
Рукописи L, M, Z восходят к рукописи B, которая основана на рукописи A, поэтому самостоятельное значение имеют рукописи А и Q.
Кроме того существует папирус III века н. э. содержащий фрагменты речи «О мистериях»[12].
Андокид (оратор).