Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Анзуд

07-07-2023

Анзуд (шумерск.), Анзу (аккадск., прежнее чтение Зу, «Имдугуд, Им-Дугуд» = «Буря-Ветер»), Шуту.

Птица молнии-бури Анзу (Имдугуд) — рельеф в Лагаше (2550—2500 г. до н. э., в данное время сберегается в Лувре).

В шумеро-аккадской мифологии огромная птица божественного происхождения, в виде «орла с головой львицы (то есть всегда без гривы), и обычно лапы орла стоят на двух гривастых львах». Позднее (приблизительно с 14 в. до н. э.) Анзуд имеет также вид «гигантского орла». «В надписях упоминается начиная с 26 в. до н. э. (тексты из Фары, теофорные имена). В мифах Анзуд обычно выступает как посредник между земной и небесной сферами, соответственно — между богами и людьми, он одновременно воплощает и доброе, и злое начала»[1][2].

Содержание

Этимология

Первый корень «Ан-» (в имени «Анзуд», «Анзу») обозначает шум. «Ан» = «небо; бог неба»[3]. Второй корень «-Зуд, -Зу» (и имя «Шуту», которое близко к «-Зуд») можно считать именем собственным этого божества.

Мифы об Анзуде

1) В шумерском «мифе о Лугальбанде»[4] Анзуд помогает ему выбраться из недоступных гор Хуррум.

2) В шумеро-аккадском мифе «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир»[5] Гильгамеш изгоняет с дерева хулуппу Анзуда, живущего в его ветвях.

3) О необычайной силе Анзуда говорит то, что именно ему (и ещё нескольким богам-воителям) боги поручили — выполнить приговор о «всемирном потопе» :
— «Анзу когтями разрывает небо —
порядок в стране — расколот будто кувшин»[6].

В этом фрагменте «когти Анзуда, которыми он разрывает небо» — это молнии.

4) Миф о том, как Анзуд похитил «таблицы судеб» (которые давали власть над богами и людьми), известен в двух версиях :

  • старовавилонская версия (здесь имена богов из «шумеро-аккадской мифологии») — победителем Анзуда назван бог Нингирсу (бог, особо чтимый в древнем городе Лагаше), а в более поздних вариантах — Нинурта. Анзуд крадёт «таблицы судеб» у верховного бога Энлиля; богиня-мать Дингирмах отправляет против Анзуда «бога войны Нинурту» и даёт ему в дорогу семь ветров. Бог настигает Анзуда и посылает вдогонку птице стрелу. Но, обладая «таблицами судеб», Анзуд заклинаниями излечивает рану. Нинурта смог забрать «таблицы судьбы» у Анзуда лишь с третьей попытки. В ознаменование победы — Нингирсу-Нинурта берёт знак «могучего Анзуда» в качестве своего символа-герба (подобно как в индуизме — Вишну взял изображение побеждённой им птицы Гаруды в качестве своего герба);
  • новоассирийская версия (здесь имена богов из «вавилоно-ассирийской мифологии»): Зу крадёт таблицы у Бела. И Анну (верховный бог неба) хочет отправить против Зу великих воинов: Адада (бог грома), Иштар (Великая Богиня любви и войны) и сына Иштар «Бару» — но они не решаются воевать против Зу, считая Зу-Анзуда непобедимым. Окончание мифа утрачено, и неизвестно, побеждён ли Зу кем-либо; но в осколках можно прочесть, что против Зу собрался воевать бог Эа (бог ремёсел и изобретений, бог пресных вод). Цитата:

— "Ану Ададу повелел не ходить.
Богиню зовут они, дочерь Ану,
Ану веленье свое ей изрекает :
«Мощная, ужасная Иштар, наступай неуклонно,
Зу погуби своим оружьем,
Будет имя твоё величаться в сонме великих богов,
Между богов, твоих братьев, равных тебе не найдётся.
Пусть построены будут божьи дворцы,
По всей вселенной построй для себя грады,
Пускай твои грады причтутся к Экуру
Будь великой среди богов, греми своей славой».
Иштар отвечает на речь,
К Ану-отцу обращает слово:
«Отец, в недоступные горы кто поспешит?
Кто сравняется с Зу меж богов, твоих чад?
Книги Судьбы ухватил он руками,
Властью облёкся, похитил законы,
Улетел тогда Зу, в горах уселся,
Изрекает устами, словно боги Дуранки[7].
Супостатов своих он пылью считает,
Силы его ужасаются боги».
Ану Иштар повелел не ходить" («Миф о птице Зу», перевод В. К. Шилейко).

«Изображения Анзуда» в геральдике

«Изображение Анзуда» одно из наиболее популярных в шумерской геральдике :

  • Анзуд является центральной фигурой — на древнем шумерском знамени; на печати и «каменной булаве правителя»; на большом серебряном «культовом кувшине для масла» изображен «Анзуд, держащий когтями хвосты двух львов»; также «одной из наилучших ювелирных вещей шумерских времён» считают «амулет Анзуда из золота и лазурита» (из чего можно заключить, что «цвета Анзуда» это золотой и синий, то есть «цвет неба» и «цвет небесного огня-молнии-солнца»);
  • также Анзуд был «эмблемой великого воителя Нингирсу (бог, близкий к Нинурте) из Лагаша».

В Интернете почему-то распространена ошибка, якобы «Анзуд когтями опирается на двух оленей», но такое «изображения Анзуда с оленями» это исключение; а в абсолютном большинстве случаев мы видим, что опирается-то Анзуд «на двух львов, огромных и гривастых». Понятно, что эти львы символизируют «раскаты рёва-грома при появлении Анзуда-молнии», ведь Анзуд это «птица бури» (проявляет себя как «молния и ветер», подобно ведийскому Матаришвану).

Функции Анзуда (божество молнии, ветра, бури) и легенды о нём — близки к легендам о других «божествах молнии-света и ветра», прежде всего в Древней Индии :

  • «птица молнии и ветра» МатариШван (из Вед);
  • согласно мифа о похищении Анзудом «таблиц судеб» — Нинурта берёт его изображение в качестве своего герба. Эта тема напоминает — сюжет в индуизме, когда Вишну победил «сияющую птицу Гаруду» и взял её изображение в качестве герба.

Существует гипотеза, что сине-золотой Анзуд (и иные древние «орлы-молнии») являются праобразом сине-золотого Киево-Русского герба «Тризуба»[8].

Также Анзуд упоминается в ролевой он-лайн игре World Of Warcraft: The Burning Crusade, как доступное средство передвижения в виде сине-золотого ворона. Именуемого «Anzu, The Lord Of Ravens».

Примечания

  1. Мифологический словарь. — М. : «Советская энциклопедия», 1990.
  2. http://www.bestiary.us/anzud.php#books).
  3. С. Крамер, История начинается в Шумере. — М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991. — C. 179—180
  4. На ріках вавілонських : з найдавнішої літератури Шумеру, Вавілону, Палестини. — К. : Дніпро, 1991.
  5. С. Крамер, История начинается в Шумере. — М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991.
  6. Миф «О том, кто видел всё»//На ріках вавілонських : з найдавнішої літератури Шумеру, Вавілону, Палестини. — К. : Дніпро, 1991.
  7. шум. „Дур-ан-ки“ = „связь неба и земли“ — то есть „пророчества богов“; это же и название „святилища в Экуре, храме Энлиля в Вавилоне“.
  8. Карнаух А. Л. Авалон, готская история. — Днепропетровск : Академия истории, 2010. — 276 с. — С. 58-62.

Литература

  • Мифологический словарь. — М. : «Советская энциклопедия», 1990.
  • «Я открою тебе сокровенное слово…» литература Вавилонии и Ассирии, М., 1981
  • «Когда Ану сотворил небо…» литература Ассирии и Вавилонии, М., 2000
  • Крамер С. История начинается в Шумере : Пер. с англ.; комментарии В. К. Афанасьевой. — М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991.
  • На ріках вавілонських : з найдавнішої літератури Шумеру, Вавілону, Палестини. — К. : Дніпро, 1991.

Анзуд.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06