12-10-2023
Олег Сергеевич Анисимов | |
Дата рождения: | |
---|---|
Гражданство: | |
Направление: | |
Основные интересы: | |
Оказавшие влияние: |
Платон, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф.де Соссюр,Г.П. Щедровицкий |
Ани́симов Оле́г Серге́евич (27 марта 1943) — профессиональный методолог, основатель Московского методолого-педагогического кружка, автор языка схематических изображений (ЯСИ).
Доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии акмеологических наук, Российской экологической академии, Академии социальных технологий и местного самоуправления, Академии социальных и педагогических наук, Русской секции Международной академии наук.
По состоянию на 2012 год О. С. Анисимов является автором более 350 научных работ.
О. С. Анисимов родился 27 марта 1943 года
Период становления характеризуется сильным влиянием предшественников и личности учителей. В этот период можно выделить три «встречи», сыгравшие существенную роль в его судьбе.
Ещё до поступления в университет О. С. Анисимов самостоятельно осваивая работы разных философов, выделил для себя Г. В. Ф. Гегеля, который на всю жизнь стал «его» автором, хотя в тот период, по его собственному свидетельству[2], ещё до конца не понятым. Видимо, можно считать, что именно этой «встречей» были заложены основы философского мировоззрения, стремление к использованию предельных абстракций, опознана важность не только содержания, но и «движения мысли», важность метода.
Вторым событием, по сути определившим всю дальнейшую судьбу, стало вхождение в Московский методологический кружок (ММК), руководимый выдающимся российским методологом Г. П. Щедровицким. Работа кружка велась в семинарском режиме, как правило, в форме теоретических дискуссий, сопровождавшихся анализом своих действий — рефлексией. И все формы работы неизменно проходили в условиях предельно высокой требовательности к самому процессу (методу) обсуждения. Ориентация на процесс (а не на результат) осознавалось участниками ММК как основная ценность.
Постоянная практика рефлексии живых образцов мыслетехники ММК, регулярная обработка зафиксированных материалов (конспектов, распечаток дискуссий на семинаре) постепенно позволили Анисимову О. С. проникнуть в тайны гегелевского абсолютного метода и дисциплинировать сознание.
Со временем семинары ММК, рефлексия образцов работы со схематическими изображениями, наконец, «встреча» со взглядами на лингвистику Фердина́нда де Соссю́ра позволили всерьез осознать функцию языка как средства. Более того, появилась гипотеза, что используемые в дискуссиях ММК схематические изображения, при особом к ним отношении, могут стать уникальным по мощности инструментом.
В 1974 году у О. С. Анисимова сложился собственный Метод работы с текстом (МРТ). И центральную роль в этом методе играли:
Ещё несколько лет ушло на решение задачи по стандартизации и унификации единиц схематических изображений, сконструированных из предельных философских категорий — парадигмы в строгом значении этого понятия. Без этого схематические изображения ещё не обладали качествами языка. Построенная парадигма должна была удержать как базовые содержания Г. В. Ф. Гегеля, так и достижения ММК.
В 1978—1979 годах удалось сконструировать (именно сконструировать) набор базовых понятий и завершить этап становления Языка схематических изображений (ЯСИ). Мышление и рефлексия получили свое инструментальное обеспечение.
Накопившиеся к этому времени личные наработки придавали уверенность в своих силах. С другой стороны, оформились и качественные различия в подходах к мыслетехники (собственной и практикуемой в ММК); мыслетехника ММК стала восприниматься как остановившаяся в своем развитии. Отметим, что неприятие было взаимным — значение разработанной парадигмы, МРТ, языка СИ в целом не было оценено ни со стороны Г. П. Щедровицкого, ни основными участниками ММК. Все это или не воспринималось всерьез, или воспринималось как «заблуждения».
Эти расхождения предопределили организацию личной линии методологических разработок. В 1978 году О. С. Анисимов организует собственный Московский методолого-педагогический кружок (ММПК), ориентированный на решение задачи по «воспроизводству методологов». В основу кружка были положены идеи «педагогики выращивания», в рамках которой решалась проблема синтеза рефлектирующего мышления, овладения МРТ, логикой ВАК, ЯСИ. Поскольку идеологически ММПК начал свое существование как дочерний кружок ММК, он во-многом удерживал(ет) тот уклад и традиции, которые существовали в родительском кружке. Появление в арсенале ММК новой формы работы — организационно-деятельностных игр — было подхвачено Анисимовым, обработано в своей версии методологии. Это привело к формированию в середине 80-х годов собственного игротехнического подхода, игровой практики, а затем — к формированию игротехнической школы. Однако со временем ММПК выделился в самостоятельное неформальное межрегиональное научное сообщество, существующее до настоящего времени (2012 год).
Коллектив созданной в 1988 г. в Высшей школе управления АПК кафедры методологии (кстати, первой в стране кафедры методологии, понимаемой в значении ММК-ММПК) О. С. Анисимовым был сформирован из числа участников кружка. Разработанная концепция и стратегия подготовки управленцев дали возможность включения в учебный процесс на регулярной основе организационно-деятельностных и организационно-мыслительных типовых игр, ведения несколько базисных методологических надпредметных учебных дисциплин, введение новых педагогических технологий. В этот же период появилась организационная возможность издавать — как правило, малыми тиражами — монографические труды. Вслед за оформлением теории деятельности, мышления, коммуникации, последовали (и продолжаются) теоретические разработки в области онтологии, системного анализа, теоретической психологии, мыслетехники, схемотехники, педагогики, игротехники, стратегического управления, госуправления, социологии, цивилизационного анализа, и так далее.
И тогда же (с 1990 г.) начала свое существование модульная система подготовки методологов, игротехников, управленцев и педагогов. Единицей системы (модулем) выступали сначала 3-х, а с 1996 года 2-х недельные циклы подготовки, проводящиеся в форме игромодельных событий, и складывающиеся в целостные тематические циклы. Впоследствии педагогическая направленность модулей была заменена на производственную, осуществляющую постановку и решение важных проблем разных аспектов культуры рефлексивного мышления. В таком виде система существует до настоящего времени, по-прежнему собирая состав участников из более, чем десятка городов России и СНГ.
В 1993 г. О. С. Анисимов был приглашен на кафедру акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, где защитил докторскую диссертацию по теме «Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура». Здесь основной задачей стала разработка теоретических основ и проблем высшего профессионального мастерства управленцев и создание управленческой акмеологии, что позволило гармонично совместить интересы собственно акмеологии и методологии.
В последнее десятилетие им активно ведутся разработки педагогических технологий по формированию стратегического мышления.
Подводя итоги, подчеркнем, что значительное разнообразие интересов вызвано не только желанием опробовать мощность разработанного аппарата в разных сферах жизни, но и методологическим самоопределением. По понятию, методолог обязан искать те задачи, которые могут проблематизировать имеющиеся методологические средства. И, действительно, за почти 35-летнию историю[5] ММПК, состав базовых методологических средств заметно расширился. Это позволяет считать, что методология ещё не полностью реализовала свою функцию. Также нельзя считать решенной и задачу воспроизводства методологов.
Ниже приведен перечень основных результатов, которые, по мнению основных участников ММПК, оцениваются как наиболее важный вклад О. С. Анисимова в культуру. Методология
Предметные теории
Организационно-деятельностный вклад
Анисимов, Олег Сергеевич.