Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Арабеск (балет)

06-10-2023

Арабеск (балет)
Терминология в балете

Арабеск
Происхождение

фр. аrabesque

Aрабеск (фр. Arabesque) — одна из основных поз классического балета.

Слово пришло, как и все основные термины классического балета, из французского языка, в буквальном переводе с французского — арабский[1], транскрипция: aa-rah-besk.

Поза арабеска
Опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом. Арабеск бывает Первым (Premier arabesque), Вторым (Deuxième arabesque) и Четвёртым (Quatrième arabesque).

Проходящим движением или связующим с другой позой может быть plié (приседание) на опорной ноге, а также в прыжке (фр. saut) и с вращением. Позу можно бесконечно варьировать[1].

Поза арабеска используется во всей хореографической лексике классического и современного балета. Как в старину, балетмейстерами Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа, Л. И. Ивановым, М. М. Фокиным и Ю. Н. Григоровичем, так и в модерновых постановках Уильяма Форсайта [1]

Методика Энрико Чеккетти включала пять различных поз арабесков.

Первый арабеск

Выдающийся русский балетный педагог А. Я. Ваганова, классифировав балетные термины, определила четыре основных вида арабесков, и эта методика, разработанная А.Вагановой, сегодня является основной в классическом балете. Четыре основных арабеска по методике Вагановой:

  • I арабеск — ноги в положении effacée, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[2].
  • II арабеск — ноги в положении effacée, вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повернута к зрителям. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.[3].
  • III арабеск — ноги в положении croisé (фр.: скрещены), соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней напрвлен взгляд, другая рука отведена в сторону. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[4].
  • IV арабеск — ноги в положении croisé, впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[5].

Позу можно бесконечно варьировать, что придает ей большие возможности. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечёт за собой преображение выразительной сути арабеска[1].

Ссылки

  • «Русский балет: Энциклопедия». — М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-162-9

Примечания

  1. ↑ Арабеск в энциклопедии балета (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
  2. Школа-студия классического балета Петра Корогодского
  3. Arabesque II
  4. Arabesque III
  5. Arabesque IV

Арабеск (балет).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06