02-07-2023
Аристо́ник (Эвмен III) (ум. 128 до н. э.) — царь Пергама, правивший в 133 до н. э. — 129 до н. э.
Содержание |
Аристоник был незаконным сыном царя Эвмена II («от наложницы, [родом] из Эфеса, дочери какого-то кифареда»[1]).
В 133 до н. э. умер единокровный брат Аристоника, царь Аттал III. После этого в Риме появился пергамец Эвдем, сообщивший сенату, что Аттал своим завещанием передал всё своё царство римскому народу. В самом Пергамском царстве сразу же распространились слухи, что подлинное завещание Аттала подменено римлянами. Современные историки полагают, что Аттал III завещал Риму лишь собственные царские владения, а городам даровал свободу[2]).
Общим возмущением воспользовался Аристоник, который заявил о своих правах на престол. Он принял тронное имя Эвмен III[3] и начал войну с городами, не признававшими его власти.
Когда Аристоник нанес ряд поражений городам, которые из страха перед римлянами не хотели перейти на его сторону, он, казалось, стал уже законным царем Азии[4]
О дальнейшем развитии восстания Аристоника сообщает Страбон: потерпев поражение от эфесцев в морской битве близ Кимы, Аристоник стал действовать во внутренних областях страны, где «быстро собрал толпы бедняков и рабов, привлечённых обещанием свободы»[5]. Этих людей Аристоник называл «гелиополитами», т.е. гражданами Города Солнца. Вскоре Аристоник захватил Фиатиры, Аполлониду и ряд других крепостей[6].
Таким образом, после поражения в морском сражении Аристоник резко изменил тактику своих действий. Некоторые историки полагают, что здесь не обошлось без влияния Гая Блоссия из Кум, известного друга и советчика Тиберия Гракха, который как раз в это время бежал из Рима к Аристонику.
В 131 г. до н. э. Аристоник одержал ряд побед над римлянами и над союзными им царями (Страбон упоминает Никомеда Вифинского и «каппадокийских царей»[7] Важные сведения добавляет Евтропий:
Посланный против него Публий Лициний Красс получил неограниченную помощь от царей. <…> Однако Красс был побежден и убит в сражении. Его голову доставили Аристонику, а тело погребли в Смирне[8]
Однако уже в следующем 130 г. до н. э. положение изменилось.
…Перперна, римский консул, который прибыл на смену Крассу, поспешил в Азию, услышав о [превратностях] судьбы на этой войне, и победил Аристоника в сражении близ города Стратоникея, куда он бежал, и с помощью голода вынудил его сдаться. По постановлению сената Рима Аристоник был задушен в тюрьме. Но триумф над ним не состоялся, так как Перперна скончался у Пергама на обратном пути в Рим[9]
Являлся ли целью Аристоника классовый переворот, доподлинно неизвестно. Недостаток информации многие исследователи пытались компенсировать богатством своего воображения: на тему "гелиополитов" написаны десятки статей и даже отдельные монографии[10]
Разработка темы велась в двух направлениях.
Первое было особенно популярно в конце XIX – начале XX вв., когда многие учёные пытались найти в истории Древнего мира прямые параллели современной им борьбе за социализм[11] Роберт фон Пельман в своей "Истории античного коммунизма и социализма" высказал мысль, что Аристоник пытался установить более совершенный общественный строй, описание которого встречалось в утопическом романе Ямбула о счастливых "островах Солнца"[12] Французский ученый Жерар Вальтер, описывая в своей "Истории коммунизма" социальные движения того времени (восстание рабов на Сицилии, движение Тиберия Гракха, волнения рабов на Делосе и в Аттике, восстание Аристоника), утверждал, что это была "первая интернациональная революция трудящихся"[13] А. Тойнби объявил Блоссия "эллинским прототипом Маркса"[14] Дж. Фергюсон выдвинул гипотезу, что Блоссий по прибытии к Аристонику предложил ему для привлечения новых сторонников своеобразную идеологическую программу, основанную на утопической идее "государства Солнца"[15] В советской историографии высказывались сходные идеи, но источником идеологии гелиополитов объявлялись традиционные солярные культы Малой Азии[16]
Представители второго направления в разработке темы «гелиополитов» полагали, что у Аристоника не было никакой утопической идеологии. Использование освобождённых рабов в качестве мобилизационного резерва не являлось в античном мире чем-то из ряда вон выходящим (так, например, римляне после битвы при Каннах сформировали из вчерашних рабов два легиона). Ещё Теодор Моммзен утверждал, что в слове "гелиополиты" нет ничего необычного: так могли называть вольноотпущенников, которым Аристоник в качестве платы за поддержку даровал гражданские и имущественные права в новом городе Гелиополисе[17] Данные археологии показывают, что действия Аристоника вполне соответствуют традиционной политике пергамских царей, которые основывали, перестраивали и переименовывали города, поселяя там своих наемников. Особенно важен пример с постройкой города Дионисополис ("город Диониса"): найденная в том районе надпись упоминает даже "народ (то есть гражданскую общину) дионисополитов"[18], что представляется явной параллелью к «гелиополитам» Аристоника.
Цари Пергамского царства | |
---|---|
III век | 283 — 263: Филитер • 263 — 241: Эвмен I • 241 — 197: Аттал I Сотер |
II век | 197 — 160: Эвмен II • 160 — 139: Аттал II • 139 — 133: Аттал III • 133 — 129: Эвмен III |
Эллинистические правители |
Аристоник Пергамский.