23-08-2023
Армения | ||
---|---|---|
|
||
Теплоход «Армения» | ||
Основная информация | ||
Тип | пассажирско-грузовой теплоход | |
Государство | СССР | |
Верфь | Балтийский завод | |
Введено в эксплуатацию | 1928 год | |
Выведено из состава флота | 7 ноября 1941 (потоплен) | |
Современный статус | потоплен | |
Параметры | ||
Длина | 112 м | |
Ширина | 15,5 м | |
Высота | 7,84 м | |
Водоизмещение | 6770 тонн | |
Технические данные | ||
Экипаж | 96 человек |
«Арме́ния» — пассажирско-грузовой теплоход типа «Аджария»[1].
Был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. 7 ноября 1941 года был потоплен немецкой авиацией вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек[2].
Содержание |
В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Яковлевич Плаушевский.
Около 17:00 6 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Севастополя, эвакуируя военный госпиталь и жителей города. По разным оценкам, на борту находилось от 4,5 до 7 тыс. человек. В 2:00 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек. В 8:00 судно вышло из порта. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. Несмотря на то что транспорт имел отличительные знаки санитарного судна, «Армения» нарушила этот статус, так как была вооружена четырьмя зенитными пушками 21-К. Кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД. Корабль сопровождали два вооружённых катера и два истребителя И-153. В связи с этим «Армения» являлась «законной» с точки зрения международного права военной целью[4] .
Судно затонуло в точке с координатами
(координаты приблизительные).На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), руководство пионерлагеря «Артек» и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точно их число не известно (так же, как при эвакуации немцев из Германии в конце войны — на судах Вильгельм Густлофф, Гойя). Официально в советское время считалось, что погибли около 5 тыс. человек, в начале XXI века оценки увеличены до 7—10 тысяч человек. Спасти удалось только восьмерых. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.
Существует версия, что причиной катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в тёмное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки менее ценных судов, которые бы могли произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты в 8:00. Решение капитана было оправдано, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями; в этом случае «Армения» была бы просто расстреляна полевой артиллерией вермахта. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием.
Гибель «Армении» в ряду крупнейших морских катастроф
Судно | Страна | Тоннаж | Год | Число жертв | Причина гибели |
---|---|---|---|---|---|
Гойя | Германия | 5230 | 1945, 4 апреля | ~ 7000 | Атака ПЛ Л-3 |
Дзюнъё-мару | Япония | 5065 | 1944, 18 сентября | 5620 | Атака ПЛ HMS Tradewind |
Тояма-мару (англ. Toyama Maru) | Япония | 7089 | 1944, 29 июня | 5600 | Атака ПЛ USS Sturgeon |
Кап Аркона | Германия | 27561 | 1945, 3 мая | 5594 | Атака авиации |
Вильгельм Густлофф | Германия | 25484 | 1945, 30 января | ~ 5300 | Атака ПЛ С-13 |
Армения | СССР | 5770 | 1941 | ~ 5000 | Атака авиации |
Рюсей-мару (англ. SS Ryusei Maru) | Япония | 4861 | 1944, 25 февраля | 4998 | Атака ПЛ USS Rasher |
Донья Пас | Филиппины | 2602 | 1987 | ~ 4375 | Столкновение с танкером и пожар |
Ланкастрия | Великобритания | 16243 | 1940 | ~4000 | Атака авиации |
Генерал Штойбен | Германия | 14660 | 1945 | 3608 | Атака ПЛ С-13 |
Тильбек | Германия | 2815 | 1945, 3 мая | ~ 2800 | Атака авиации |
Зальцбург | Германия | 1759 | 1942 | ~ 2000 | Атака ПЛ М-118 |
Титаник | Великобритания | 52310 | 1912 | 1514 | Столкновение с айсбергом |
Худ, линейный крейсер | Великобритания | 41125 | 1941, 24 мая | 1415 | бой с немецкими кораблями |
Лузитания | Великобритания | 31550 | 1915 | 1198 | Атака ПЛ U-20 |
В Ялте сотрудники НКВД погрузили на теплоход несколько десятков ящиков. Существует предположение, что в них находились золото и ценности из крымских музеев. В 2000-х годах Департамент морского наследия Украины начал поисковые работы на месте гибели судна, которые не привели к успеху. В 2006 году к работам по просьбе украинской стороны подключился Институт океанографии и океанологии США (NOAA) под руководством Роберта Балларда (en). Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако «Армения» так и не была найдена[5].
Армения (теплоход, 1928).