23-10-2023
Армяне в Москве | |
Павильон «Армения» на ВДНХ |
|
Современный ареал расселения и численность | |
---|---|
Всего: 400000[1] |
|
Язык | |
Расовый тип |
|
Армяне в Москве являются одной из крупных национальных общин, насчитывающих более 400 тыс.[1]. История московских армян насчитывает более VIII столетий.
Армяне, задолго до рождества Христова создали великую державу[2], но в результате многочисленных социальных потрясений потеряли государственность и разошлись по всему свету. Первыми армянскими поселенцами в Москве оказались армянские купцы. Во всяком случае в московских летописях конца XIV века упоминается торговый «армянский ряд».
Первое свидетельство о появлении армян в Москве относится к XIV веку:
Загорелся посад за городом от Авраама, некоего арменина...[3][4] Летопись 1390-го года |
Выражение «посад за городом» указывает скорее всего на территорию Китай-города, а не на позднейший «Белый город», где имеется известный Армянский переулок, получивший такое название, впрочем, только с XIX века[4]
В торговых делах армянские купцы проявляли большую деятельность. При их посредстве поддерживалась транзитная торговля по Волге, в которую были втянуты Золотая Орда, Закавказье и Персия. Главным торговым путем для армян, естественно, была Волга. В 1368 году новгородские укшуйники перебили в Нижнем-Новгороде бесермен и армен и товар их безчислено весь пограбиша Торговые дороги армянских купцов вели к Москве как центральному торговому месту в северо-восточной Руси[4]
Рядовые русские люди не чувствовали больших различий между православием и армянской церковной традиции, охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви, дружили и вступали с ними в браки. Яркий тому пример во время избрания в чин и поставления в епископы включать обязательство ни оставити в всем своем пределе ни единого же от нашей православныя веры ко арменом свадьбы творити, и кумовьства и братьства[4]
О деятельности армян в Москве имеется большое количество источников, согласно которым, основная масса которых купцы, ремесленники, оружейники, ювелиры, строители, врачи, военные, дьяки, переводчики-толмачи, и даже придворные живописцы[3]. Часть армян оставалась в Москве навсегда, другая уезжала обратно, или переселялась в другие города и страны региона. В результате, оставшиеся армяне образовали к началу XVIII века немногочисленную армянскую общину.[3]
В селе Воскресенском(ныне большая грузинская улица) раньше жили армяне, и в 1716—1719 годах здесь была построена первая армянская церковь. Небольшое здание её в классическом стиле снесено лишь в советское время.[5]
Армянская диаспора сильно увеличилась во время переезда грузинского царя Вахтанга VI в 1720-х годах в Москву. Само собой, что любой царь имел при себе свиту, и Вахтанг не оказался исключением. Но его свита состояла не только из грузин, но и из большого количества армян, которые также переехали с ним в Москву. Таким образом, к середине XVIII века в Москве образовалась влиятельная армянская диаспора, состоявшая в основном из выходцев из нахичеванского города Джуга (современная Джульфа). Основными крупными и влиятельными армянскими родами Москвы были:
Эти рода стали наиболее влиятельной частью московской армянской диаспоры и сыграли большую роль в становлении братских русско-армянских отношений. Согласно данным переписи населения 1871 года, армянская община Москвы насчитывала более 600 человек. Однако, несмотря на свою немногочисленность, тогдашняя московская диаспора имели три армянские церкви: Крестовоздвженская (арм. Сурб Хач), Святого Воскресения (арм. Сурб Арутюн) и Успения Пресвятой Богородицы (арм. Сурб Мариам Аствацацин), Армянское господ Лазаревых училище (сегодня Лазаревский институт восточных языков) и Касперовский приют для бедных армян.[3]
В конце XIX — начале XX веков было создано несколько армянских общин, землячеств, благотворительных обществ и культурно-просветительских.
В разные периоды времени в XIX веке в Москве выходило более 10 армянских перидоических изданий различной тематики.
С конца XIX века была сильная волна армянской эмиграции в Москву, пик которого пришёлся на 1920-1930-е года и продолжался весь период советской власти. В конце 1980-х пришёл новый поток переселенцев из бывших советских республик, а с конца 1990-х появились многочисленные экономические мигранты. Согласно данным переписи 1989 года, численность московских армян составляла 44 тыс. человек. Точные данные о сегодняшнем количестве армян Москвы отсутствуют, но согласно самым минимальным численность достигает 400[1] тыс. человек, уступая только русским, украинцам и татарам.
Имеются исторические хроники повествующие о армянской московской диаспоре — это работы таких учёных как А. Амирханян, Ж. Ананян, А. Аршаруни, А. Базиянц, В Восканян, Г. Тер-Габриэлян, Л. Хачикян и др. Огромное количество документов на данную тематику дошло до наших дней, например, «Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа», «Сношения Петра Великого с армянским народом», «Армяно-русские отношения» и др.
А вот работ, касающихся истории самих семей, в частности дворянских, существует существенно меньше. До российской революции в различных генеалогических сборниках были опубликованы родословные некоторых армянских московских семей. Из таких книг стоит выделить книгу Мсура Мсерьянца «История рода и деятельности благородной фамилии Лазарян»[6]. В советское время подробно изучалась история семьи Лазаревых (Егиазарянов) и родственных им семейств, которые сыграли большую роль в стновлении русско-армянских отношений. В частности, по этим углублённо занимался Ашот Базинянц. Родословными своих семей интересовались также потомки московских армян, однако материалы их исследований, в большинстве случаев, не публиковались.
Несмотря на то, что московские армяне находятся вдалеке от своей исторической родины, они не теряют культурных связей с ней. В Москве с упехом ведет свою деятельность единственный в мире Художественный Театр имени С.ПАРАДЖАНОВА, посвященный Образу и эстетике великого Мастера ХХ столетия. Руководителем театра является Владимир Рубенович ГАББЕ.
В Москве действует несколько армянских школ. Открытие армянских образовательных заведений в Москве имеет большое духовное и морально-политическое значение для армян Москвы. Создание таких армяно-российских школ способствует укрепление многовековых братских отношений между Россией и Арменией. Армянские дети смогут приобщиться к тысячелетним национальным традициям и обычаям.
Средняя общеобразовательная армянская школа № 1110 находится в Юго-Западном округе Москвы. Директром является Седа Галоян. Школы была открыта 1 октября 1993 года и имеет государственный статус. Обучение в школе проводится на базе государственной программы в соответствии с московским региональным базисным учебным планом национальной школы. В дополнение к базовому курсу изучаются армянский язык, культура, литература и история Армении. При школе также действуют различные кружки и секции[7].
Средняя общеобразовательная армянская школа № 1650 была образована в 1990-х годах. Директором школы является Офелия Аракелян. В школе изучаются такие предметы, как культурология, этнология, россиеведение, этика и этикет народов мира. В школе функционирует компьютерный класс. Учащие, приехавшие из ближнего или дальнего зарубежья, которые не владеют русским языком, могут изучать его в рамках программ «Русский как иностранный» или «Русский как неродной»[8].
Воскресная школа «Возрождение» («Верацнунд») является старейшей армянской школой в Москве.
Как было сказано выше, армяне появились в Москве в XIV веке и по указу Ивана Грозного селились в районах Белого города, Никольско-Столпового переулка. И в XIX веке этот переулок, где уже была построена армянская церковь, был переименован в Армянский переулок. Это было первое армянское название переулка в Москве.
Также в Москве есть Армавирская улица, названная в честь города Армавира в Краснодарском крае, который в свою очередь название получил от одной из великих армянских столиц — города Армавира (IV—III века до н. э.)[10].
В Москве есть также улицы, названные в честь известных армян. В 1922 году Малая Серпуховская улица была переименована в честь Люсик Лисинян (Лисиновой), которая была студенткой Московского Коммерческого училища, одним из организаторов революционной молодежи, погибшей 1 ноября 1917 года в бою на Остоженке. Улица была названа Люсиновской улицей. К Люсиновской улице примыкают три Люсиновских переулка. В 1930-х годах улица, близ станции «Преображенская площадь», была названа в честь армянского революционера, работавшего в органах ВЧК Армении Георгия Атарбекова — улица Атарбекова. Неподалёку от Мневников есть площадь Главного маршала бронетанковых войск Бабаджаняна — площадь Бабаджаняна. В Москве существует также Южинский переулок (являющийся бывшим Большим Палашевским переулком), названный именем актёра, режиссёра и театрального деятеля Александра Южина (наст. фамилия Александр Южин-Сумбатов).[источник не указан 387 дней] В последнее время в районе Отрадного появилась улица Арама Хачатуряна, великого армянского композитора, который большую часть жизни прожил в Москве. В Черёмушках также есть улица Айвазовского, которая носит имя деятеля армянского деятеля культуры, художника-мариниста Ивана Айвазовского (Ованес Айвазян), который создал художественную историю российского флота[10].
На юго-западе Москвы находится улица Коштоянца, названная в честь известного ученого, видного физиолога, много лет возглавлявшего Институт Естествознания Ан СССР Хачатура Коштоянца. В названии одной из бывших Песчаных улиц была увековечена память армянского архитектора Каро Алабяна, который является автором оригинального проекта здания Центрального театра Армии в форме звезды, павильона СССР на всемирной выставке в Нью-Йорке, павильона Армении на ВДНХ, возглавил коллектив, разрабатывавший проект восстановления Сталинграда. В 1956 году армянское название получили сразу две улицы Москвы: Ереванская и Севанская. Через 13 лет, в 1969 году площадь между Дмитровским шоссе и Селигерской улицей была названа в честь армянского поэта Ованеса Туманяна.[10]. На Северо-западе Москвы есть район Лианозово, названый по фамилии армянских купцов и предпринимателей Лианозовых, владевших здешними земельными участками до революции.
Также следует упомянуть тот факт, что современный Серебряный переулок в XVIII веке именовался Мануков переулок, по фамилии деда Александра Суворова — Ф. С. Манукова, одного из домовладельцев.
Армянская диаспора (Спюрк) | |
---|---|
Бывший СССР | Абхазия • Азербайджан • Белоруссия • Грузия (Джавахк • Тбилиси) • Латвия • Казахстан • Киргизия • Литва • Молдавия • Россия (Москва • Краснодарский край• Санкт-Петербург) • Таджикистан • Туркменистан • Украина (Крым • Бережаны) • Эстония |
Европа | Австрия • Албания • Бельгия • Болгария • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Испания • Италия • Кипр • Мальта • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Румыния • Сербия • Словакия • Словения • Финляндия • Франция • Швейцария • Швеция • Эстония |
Азия | Бангладеш • Израиль • Индия • Иордания • Ирак • Иран • Ливан • Мьянма • ОАЭ • Сингапур • Сирия • Турция |
Северная Америка | Канада • США (Глендейл) • Мексика |
Южная Америка | Аргентина • Бразилия • Уругвай |
Африка | Египет • Судан • Эфиопия |
Австралия и Океания | Австралия |
История | Армяне на Руси и в Польше • Армянские национальные районы: в Краснодарском крае, в Ростовской области |
Портал «Армения» • Проект «Армения» |
Армяне в Москве.