17-04-2023
Архитектура Великого княжества Литовского ― искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества XIII—XVIII веков.
Содержание |
В XIII веке за землях современных Восточной Литвы и Северо-Западной Беларуси образовалось государство, известное как Великое княжество Литовское. Вскоре оно уже включало в себя всю территорию современных Литвы и Беларуси, а также существенную часть территорий Украины (Волынь, Подолье, Киевщина, Черниговщина, Северщина, Дикое поле), России (Смоленщина, Брянщина) и Польши (Подляшье).
Ещё в пору Киевской Руси возникли города, ставшие впоследствии экономическими, административно-политическими, военно-оборонительными и культурными центрами Великого княжества Литовского. Определяющая особенность архитектуры и градостроительства этого времени ― оборонительный характер сооружений. Оборонительная система городов сочетала естественные преграды (крутые берега рек, склоны), искусственные укрепления. Детинец и город окружался рвом и земляным валом с укреплениями из брёвен. Такая система обороны соответствовала тогдашней тактике внезапных нападений. С распространением осадной тактики появился и новый тип оборонного зодчества — крепкие деревянно-земляные сооружения с внутриваловыми глиняно-каменными и деревянными конструкциями (Дрисса, Давыд-городок, Быхов, Гомель, Радошковичи, Глуск, Пинск, Сураж). Позже основой обороны многих городов (Владимир-Волынский, Каменец, Брест, Новогрудок, Крево и др.) стали многоярусные прямоугольные или круглые в плане каменные башни — «столпы»[1].
В конце XIII — первой половине XVI веков строятся новые, а также перестраиваются из старых, чаще всего деревянно-земляных укреплений, крепости и замки на белорусских землях, на Волыни, в Подолии, в городах Вильне, Каменце-Подольском, Луцке[2].
Возводятся монастыри, которые становятся укреплёнными территориями: Жидичинский Николаевский монастырь близ Луцка (XIII в.), Загоровский монастырь близ Владимира-Волынского (XIV в.), Мылецкий Николаевский монастырь (Мыльцы на Волыни, XIV в.)[3],Витебский Свято-Троицкий Марков монастырь (XIV в.), Свято-Духов монастырь (1380-е гг.), Лукомльский Николаевский монастырь (XIV), Усвятский Свято-Духов монастырь близ Витебска[4], основанный второй женой великого князя Литовского Ольгерда Иулианией.
Получило распространение строительство частновладельческих замков регулярной или свободной в плане формы, на естественных или насыпных возвышенностях, с развитой системой обводнения (замок, построенный Витовтом в Гродно (1398), замок князей Чарторыйских в Клевани (1495), замок Радзивиллов в Олыке (1534), Тракайский замок (XIV), замки в Свирже (1485), Несвиже, Смолянах, Геранёнах). Они имели мощные стены и башни, ― последние служили и для жилья. Часто у замка имелся пристроенный к нему дворец с несколькими помещениями и замковой церковью. Интересен в стилевом отношении Луцкий замок с высокими прямоугольными в плане башнями и мощными, неприступными стенами высотой до 14 м. В плоских полуциркульных нишах, кое-где украшавших фасады башен, как и в двухступчатых с полуциркульными завершениями оконных проемах еще проступают черты древнерусской архитектуры. Но стрельчатые порталы свидетельствуют о влиянии готики. Большое впечатление производит крепость Каменца-Подольского (XV—XVI вв.), представляющая собой сложный архитектурный ансамбль, последующими перестройками приспособленный для защиты от артиллерийского нападения[5].
Для замковой архитектуры вплоть до XV в., до развития артиллерийской техники, характерны признаки, свойственные романскому зодчеству. Это было время, когда оборонная архитектура главенствовала и в строительстве, и в стилевых чертах. Но с развитием техники арбалетной, а позже пушечной, повышается высота башен и стен, усложняется композиция замковых комплексов.
Под влиянием фортификационного зодчества Италии, в Европе распространилось строительство укреплений бастионной системы, пришло оно и в ВКЛ (Заславль, Несвиж). Оборонительные замки, препятствовашие татарским набегам, встали от Восточного Подолья до Днепра. Из них выделялись Лидский замок (1330-е гг.), Рогачёвский замок королевы Боны Сфорца (XVI в.) с водяным рвом, земляным валом и мостом на цепях[6]. Крупнейшим же деревянным замком в южных землях ВКЛ был киевский, построенный зодчим Иваном Служкой в 1542: с 14-ю шестигранными башнями, из соснового дерева. В нём находились резиденция старосты, помещение для гарнизона, многочисленные служебные комнаты, четыре церкви, костёл. Стены замка были обмазаны глиной, оштукатурены и покрашены. Замок с 6-ю башнями, тоже из сосны, в 1544 возведён в Житомире. Самым небольшим в оборонительной линии был Черкасский замок (1549). В готическом стиле построены ворота городской стены с часовней в Вильне (Острая брама, 1503—1522).
Своеобразно проявились черты ренессанса в архитектуре замков и дворцов, строящихся в XVI — первой половине XVII вв. в поместьях магнатов. Например, башни XVI в. замка Острожских в Остроге увенчаны высокими аттиками и своеобразными «коронами» с развитой аркатурой и декоративным парапетом с фронтончиками, волютами и резным декором[7]. Те же черты мы видим в замках в Бережанах (1534—1554 гг.) и Меджибоже (XVI в.), в Ляховичах, Заславле, Любче[8]. Еще чётче ренессансные черты проявились, например, в замках в Олыке на Волыни с аттиком над воротами (1564)[9], в Збараже (1631), построенном (частично) по проекту выдающегося итальянского зодчего Винценцо Скамоцци, замок в Чашниках, в перестройке Мирского замка в конце XVI в[10].
Нынешняя столица Беларуси город Минск в начале XVII в. был обнесён земляным валом с бастионами. Длительное время город оставался деревянным. В XVII—XVIII вв. была построена двухэтажная каменная ратуша и несколько каменных храмов в стиле барокко (иезуитский костёл Девы Марии, костёлы монастырей бернардинцев и бернардинок). В 1795 в Минске было 11 каменных храмов и 6 деревянных.
Образцом оборонного замка ренессансного стиля можно считать и резиденцию Сенявских в Бережанах: в виде многогранника, к двум сторонам которого во дворе пристроены трёхэтажные жилые помещения, казарма и часовня. В 1586—1589 Крыштофом Радзивиллом построен Биржайский дворец-замок с искусственным озером. В XIV веке в Вильне построены несколько каменных замков для великих князей литовских (Виленские замки). В XIV в. возведёны Медницкий замок близ Вильны с толстыми двухметровыми стенами, пятибашенный замок в Орше (1398).
Основными строительным материалами служили дерево, кирпич и камень. Кирпич, применявшийся для строительства монастырей и замков, имел форму тонких и сравнительно широких плиток. В письменных источниках того времени он называется греческим словом «плинфа» (плинт, плинф). Глину разминали в большой яме, затем ею заполняли деревянную форму. Потом этот сырец складывали в штабеля и сушили две недели, после чего обжигали в специальных печах. Позже наряду с плинфой начали делать и брусковый кирпич, уже распространившийся в Европе[11].
Для фундамента сооружений брали валуны, при смешанной кладке стен ― более-менее плоские крупные камни, в основном гранит, гейс или кварцит. Камни шлифовались. Для декоративности иногда использовался пирофиллитовый сланец (так называемый красный шифер) ― в частности, в сооружениях Киева, Чернигова, Гродно, Овруча. Также для отделки иногда употреблялись местный плиточный известняк, речной ракушечник.
Связующим материалом была известь, получаемая обжигом. Заполнителем раствора служил мелкотолчёный кирпич. В кладке волынских замков кроме толчёного кирпича в качестве заполнителя использовали ещё и толчёный мел. При строительстве из валунов и крупноразмерного кирпича (Новогрудский замок, Лидский замок, Кревский замок[12], Густынский монастырь на Черниговщине, Троицкий монастырь-крепость в Межиричах) использовали 3-слойную кладку (2 кирпичные стены, а между ними забутовка из мелких камней и битого кирпича, залитая известковым раствором)[13].
Для полов в замках, монастырях и дворцах использовались поливные керамические плитки. Их укладывалипо диагонали к оси здания, покрывали поливой одного из цветов ― жёлтого, зелёного или вишнёво-коричневого. Были плитки и с разноцветной росписью, с орнаментом[14].
В кладку сводов зданий часто закладывали керамические сосуды. В современной архитектуре их называют голосниками. Они служили не только для лучшей акустики здания, но и для облегчения веса свода. Голосники есть в сооружениях Волыни, Чернигова, Полоцка. Много их заложено, например, в стенах гродненской Коложской церкви[15].
Необходимость защиты определила и облик города. Он имел внешние укрепления, опоясывающие всю городскую территорию. В композицию укреплений включались реки, водоёмы. Основные улицы являлись продолжением дорог, связывавших город с окрестностями. В начале таких улиц в стене делали браму. Позже радиальные улицы городов соединялись поперечными полукольцевыми улицами и создавали радиально-кольцевую систему. В XV—XVI в. обычно формировалось два городских центра: замок князя и рыночная площадь с торговыми рядами; в городах, получивших магдебургское право, на площади возводилась ратуша. С ростом ремесла и торговли расширялись посады, их планировка стала более упорядоченной, мостились улицы. По периметру площадей и на близких к ним улицах размещались дома ремесленников и торговцев, при строительстве которых иногда использовалась техника «прусского мура».
Дома в городе обычно строились деревянные, одноэтажные, исключение — особняки, здания для городских властей, культовые сооружения. Главные улицы, как правило, мостились[16].
На торговых площадях городов и крупных местечек строили гостиные дворы и корчмы (аустерии). С XVI в. размещение последних регламентировалось Статутами ВКЛ, великокняжескими и королевскими привилеями. Например, Статут 1529 (раздел 3, ст. 17) запрещал строительство аустерий «пакутных, на местах неслушных», а Могилёвская устава 1594 рекомендовала их строительство «на гостинцах, и то не близко села… на местах некоторых назначоных, где домы въездные для людей переезджых… врад звудовати повинен».
Некоторые крупные города и монастыри имели своих мастеров-строителей (дойлидов), с XVI в. они были уже при замках, в усадьбах магнатов. Известно, например, имя давыд-городокского мастера Ивана Буяковича.
Кроме городов, деревень, в ВКЛ исторически сложились такие виды поселений, как местечко (сочетало черты города и села), фольварк (панский двор с запашкой, комплексом хозяйственных построек и зданий для прислуги), застенок (обособленные участки земли, на которых селилась малоземельная шляхта), выселки (несколько дворов, выселившихся из деревни), околица (небольшое поселение шляхты, не имевшей крепостных)[17].
В Великом княжестве Литовском самые маленькие деревни были в 20—10 и менее дворов, наиболее крупные — более 100 дворов. Характерна уличная планировка села — линейная и скученная; усадьбы строились погоном в 1—2 ряда; иногда преобладал веночный двор, застроенный в виде замкнутого четырехугольника. Линейность обусловлена природно-географическими условиями ― границами берегов рек и озёр.
Оказала влияние на уличную планировку земельная реформа 1557. «Устава на волоки», изменившая форму землепользования и землевладения, предусматривала изменение сельских поселений. Вместо деревень скученного типа создавались новые, обязательно с уличной планировкой согласно разработаного и утверждённого плана. Урядовым комиссарам и коморникам предписывалось подыскивать места близ рек и озёр, учитывать оптимальные условия для управления: деревни: устраивались так, чтобы жители семи волок могли обрабатывать одну панскую волоку[18]. Новые деревни были в основном небольшими, в 10-20 дворов. Улица проводилась по всей ширине третьего поля, вдоль нарезались участки по 3 морга под дворы. За надел огородники работали в великокняжеских или панских маёнтках один день в неделю без коня, а их жёны ― 6 дней за лето[19].
В крестьянскую усадьбу входили хата и хозяйственные постройки (клеть, истопка, хлев, погреб и др.), в панскую — дворец (с просторным и богатым интерьером, дорогим, нередко привозным, убранством), комплекс сооружений, часто и производственных, парк, парадный двор.
Белорусские хаты, как и у многих европейских народов, были срубные (из сосны, реже ели), слегка приподнятые на деревянных колодках (штандарах) или камнях, с различными способами решения углов. Пол в хатах был деревянный, земляной или глинобитный. Крыша обычно соломенная, 2-скатная или 4-скатная, переходные формы — 3-скатная и с «причёлком» (скат 4-скатной крыши над поперечной стеной); обязательно настилался потолок. Крыши чаще делались на стропилах, на границе расселения с русскими и украинцами — на сошках[20].
Украшали хату скромно — конёк на крыше, резные наличники, художественная шалёвка фронтона. Обстановка крест, хаты была простой (стол, лавки, скамеечка, сундук, спальные места — полок, полати); интерьер однотипный на всей территории (печь в углу возле входа, по диагонали от неё — красный угол); мебель деревянная, практичная в пользовании. На Украине хаты белили, иногда расписывали стены.
Хата на украинских землях была похожа на северорусский сруб, только не из цельных, а из половинных брёвен, обмазанных саманом. Зачастую стены штукатурили, белили, расписывали. Крыша была соломенной.
Благодаря погодным условиям, в большей части украинских земель сформировался открытый тип двора. В нем земельный участок, прилегающий к дому, оставался открытым. Хозяйственные постройки чаще всего были полностью отделены от жилого дома (хотя встречались и частичное и полное присоединение хозяйственных построек в жилище). Жилой дом находился в глубине двора, часто закрытым деревьями и кустарниками. Жилье было двухкамерным ― из отапливаемой избы и неотапливаемых сеней. Позже, в зависимости от состоятельности хозяина, погодных условий, особенностей этнокультурных контактов с другими народами, начали отапливаться обе части жилья, или иногда они имели разные входы.
В помещении были сени, дом и кладовая. Дом и кладовая находились по разные стороны от сеней. Иногда вместо кладовой строили второй дом. Такое расположение получило названия дома на две половины. Стены жилища возводились из местных строительных материалов в зависимости от ресурсов и возможностей застройщиков. Существовало два типа конструкции стен ― срубный и каркасный. Первый встречался изредка, преимущественно в районах, богатых лесом. Каркас заполнялся глиной, перемешанной с соломой. В ряде районов наряду с глиной и соломой клали камни. Пол в доме был глиняный[21].
Основновным строительным материалом на украинских землях было дерево. Даже на безлесном юге, где ставились мазанки, кое-где встречались и срубные.
На Полесье в XIII в. строили простые срубные постройки ― клети, стебки, однокамерные дома. Неподалеку от дома ставили стебки ― удобную деревянную постройку также под двускатной деревянной крышей. Стены внутри здания обмазывали глиной, а вдоль отгораживали загородки ― засторонкы, куда ссыпали свеклу, морковь и т. д. Здесь на утоптанной полу ставили бочки и кадки с соленьями и другие припасы. Во время сильных морозов стебки обогревали горячими угольками, которые вносили в ящике или старом ведре[22].
Комплекс строений панских усадеб был разным по размерам. В наиболее крупных были и жилые (дворцы, хаты с сенями, алькежами, светлицы), и хозяйственные (стайни, хлевы, клети, амбары и пр.) строения. При некоторых усадьбах были водяные мельницы, рудни и кузни. Строения в усадьбах средней и мелкой шляхты в основном были деревянными. Магнаты же строили дворцово-замковые ансамбли, используя камнень и кирпич, дома возводили сложной многокомнатной планировки. В крупных усадьбах появился парк[23].
Местечки занимали своеобразное место в исторической системе поселений Великого княжества Литовского. Они, как поселения переходного типа между деревней и городом, объединяли в себе уклад деревенской и городской жизни, быт крестьянина и горожанина. Для своего времени они ― возможно, самый совершенный и гармоничный тип поселений[24].
Возникли местечки в связи с торгами, которые в первой половине XV века проводились близ великокняжеских и крупных панских маёнтков. Некоторые местечки возникали одновременно при строительстве замков (Иказнь, 1504, Мощаница, 1546), другие ― при замках, уже существующих (Вороничи, 1563, Сураж, 1564). Ряд местечек образовался вблизи монастырей на церковных землях (Баркалабово, 1623, Жировичи, 1643, Игумен, Видзы), а при осуществлении волочной померы ― на месте былых деревень (Мотоль) и на неосвоенных землях (Смолевичи, Липск, Васильково). Со временем они развились в своеобразные межгородские торгово-ремесленные центры. С развитием торговли закладывались местечки и на трактах (Милейчицы, Нача, Барань, Старобин)[25].
Некоторые местечки насчитывали до 300 «дымов», в XVI в. до 1500 жителей.
Архитектура православных церквей сохраняет древнерусские традиции, хотя в конструкции и некоторых формах заметно влияние готической архитектуры. В костелах повсеместно доминируют приемы готики. Среди выдающихся памятников монументальной архитектуры этого периода собор Иоанна Богослова в Луцке, Маломожейковская церковь, церковь в Сынковичах, церковь в Зимно, Борисоглебская церковь в Новогрудке, костёлы в д. Ишколдь Барановичского района, Покровская церковь-крепость в селе Сутковицы[26].
Замечательны архитектурные памятники того времени: церковь св. Параскевы Пятницы (1345) в Вильне, построенный женой велеликого князя Ольгерда Марией Ярославной, собор Успения Богородицы (1346), основанный вел. князем Ольгердом. В Киеве возводится на средства князя Семена Олельковича Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1470, взорван в 1941, восстановлен в 2000), который являет собой продолжение восточной традиции храмового строительства в сочетании с определенными западными заимствованиями, такими как готического происхождения ступенчатые фронтоны и контрфорсы[27].
При переходе великокняжеской династии и некоторых магнатских родов в католичество, в ВКЛ после Кревской унии начинают строиться первые костёлы уже не для замкнутых торговых колоний, но и для местых жителей-католиков. Эти новые костёлы обогащают прежнюю замковую готику ВКЛ готикой костёльную[28]. Первыми такими костёлами готического стиля были: костёл св. Николая (1387) в Вильно, виленская кафедра (в своем первом виде), сооруженная в 1407[29]; францисканский костёл в Вильно (1430). Готика в архитектуре на землях ВКЛ бурно развивается через все XV столетие и вплоть до второй половины XVI в. К XV в. в ВКЛ уже 6 костёлов, в XV в. построены еще около 50, в основном деревянные[30].
В архитектуре ряда монастырей и церквей XIV—XV вв. можно проследить две тенденции. Например, в больших городских или монастырских соборах — Иоанна Богослова в Луцке, Богоявленской церкви в Остроге, Троицкой церкви Межиричского монастыря близ Острога[31], Успенской церкви в Зимнинском монастыре как в типе, идущем от крестовокупольных построек, так и в пятиглавых композициях видно продолжение древнерусских традиций. Но иной характер пропорций, нерасчлененные фасады и покарнизные завершения, восьмигранные барабаны, стрельчатые завершения оконных проемов, декор белокаменных порталов, приспособление церквей к обороне — характерные черты нового времени. В Вильне монахами-францисканцами возводится шедевр готической архитектуры — костел св. Анны, в строительстве которого использовано 33 вида кирпичей[32]. В это время возведены Михновский Сретенский монастырь (XV в.) на Волыни, Пустынно-Рыхловский монастырь на Черниговщине (XV в.), Слуцкий Свято-Троицкий монастырь (ок. 1445) — былой центр православия, Толочинский Покровский монастырь (1604), основанный канцлером Львом Сапегой.
Черты готической архитектуры имели многие костёлы в городах и селах Великого княжества Литовского. В большинстве — это однонефные с пристройками каменные, чаще — кирпичные здания, перекрытые, как правило, нервюрными сводами с оконными проемами стрельчатой формы, лишенными декоративных элементов. Стройными пропорциями окон отличается Вознесенский костел в Дрогобыче (1551) с прекрасными готическими резными порталами, белокаменным обрамлением окон и интересной настенной живописью, на которой в частности изображено нападение казаков на Дрогобыч. В Киеве ― Доминиканский костел на Подоле (1610), перестроенный позже в Петропавловскую церковь, в Белоруссии ― Гнезновский костёл св. Михаила Архангела (после 1524), Гродненский костёл и монастырь бернардинцев (1595—1618), каменные костёлы Сапежишках, Деравная (Столбцовский район)[33].
В середине XVI в. с приходом Реформации началось строительство протестантских храмов («кальвинские сборы»). Великий канцлер Литовский Николай Радзивилл Чёрный основал на Минщине ряд сборов: в Клецке, Койданове, в деревне Новый Свержень (Столбцовский район). Его сын Николай Христофор Радзивилл Сиротка, приверженец католичества, около 1590 преобразовал их в костёлы.
На основе обрацов готики (костёл св. Анны и бернардинский в Вильне) и местных строительных традиций (Ишкольдский Троицкий костёл, 1472) сложилась здешняя разновидность готического стиля, для которой в культовых сооружениях характерны пластичность форм, торжественная монументальность. Культовые здания приобрели черты ренессанса. Его черты прослеживаются и в архитектуре многочисленных украинских церквей XVI — первой половины XVII вв. на Волыни и Подолии. Это были трехчастные или двухчастные, иногда — триконховые одно-нефные церкви, увенчанные одним, двумя или тремя верхами, в типах и композициях которых продолжались традиции предшествующего времени и народной архитектуры. Ренессансными в них чаще всего были детали порталов, оконных наличников, некоторые элементы декора. Примером сочетания готики и ренессанса может служить Троицкий костёл в Чернавчицах (1583) на Берестье, костёл в Сморгони (начало XVII в.). Приглашённые итальянские зодчие осуществляют ренессансную перестройку кафедрального собора в Вильне. В деревне Гайтюнишки в 1611—1612 начальник королевских сооружений в Вильне П. Нонхарт построил для себя дом-крепость: 4-хэтажное здание с четырьмя башнями по углам[34].
Во второй половине XVI — первой половине XVII вв. каменное строительство приобретает широкий размах в западных областях, и в силу сложившихся исторических причин ограниченно ведется в Поднепровье и Северских землях. Здесь застройка городов в основном деревянная, а укрепления по древнерусской традиции — деревянно-земляные. Правда, в ряде городов строились дворцы польских магнатов, монастыри и костелы, но большинство их было впоследствии разрушено казаками Богдана Хмельницкого. Примечательны монастыри и костёлы этого времени ― Корецкий Свято-Троицкий монастырь (1571), Дерманский Свято-Троицкий монастырь (XVI) на Волыни, Пинский Свято-Варваринский монастырь (XVI в.), пинский костёл и монастырь францисканцев (XVI в.), Супрасльский монастырь (начало XVI в.), монастырь бернардинцев в Минске (1624), бернардинский костёлы в Несвиже (1584—1593), Николаевский костёл в Мире и др.
Ведущим художественным направлениям во второй половине XVII — середине XVIII в. стало пышное и изысканное барокко. Эстетика этого стиля ― шаг вперед по сравнению с предыдущим периодом. Однако в сферы идеологической и общественно-политической жизни барокко сопровождалась отходом к схоластике и догматизму средневековья. Его основные художественные принципы ― динамичность композиции, контрасты масштабов, ритмов, светлотеневые и цветовые эффекты, криволинейность очертаний, стремление создать иллюзию безграничного пространства. Эффектность барокко была использована церковью в своих целях для эмоционального воздействия на чувства человека и демонстрации тщетности человеческой жизни перед вечным, величественным. Материальной базой для становления стиля явилась архитектура. Тут барокко нашло наиболее полное выявление.
Развитие барокко в ВКЛ прошло три периоды: раннее (конец XVI — первая половина XVII в.), зрелое (вторая половина XVII — 30-е гг. XVII в.) и позднее, виленское (1730—1780-е гг.). На вторую половину XVIII в. приходится распространение идей Возрождения.
Первым образцом стиля барокко в ВКЛ стал костёл иезуитов (1587) в Несвиже с усыпальницей Радзивиллов. Князь Радзивилл Сиротка для его строительства пригласил из Италии известного архитектора монаха-иезуита Дж. Бернардони. По своей объёмно-пространственной композиции костёл явился первой восточноевропейском зодчестветрёхнефной крестово-купольной базиликой.
В XVII в. в архитектуре ВКЛ проявилась тенденция сосуществования разных типов и их взаимодействие. В культовом и замковом строительстве обозначился синтез форм барокко с местными архитектурными особенностями (Могилёвский Богоявленский собор, Жировичский Успенский собор, костёлы в Гродно, Несвиже, Вишнёво, костёл францисканцев в Ивенце, костёл августинцев в Михалишках, Троицкий костёл бернардинцев в Бенице (Молодечненский район) и костёл в Будславе на Мядельщине[35], костёл и монастырь кармелитов в Глубоком ― первый образец виленского барокко в Белоруссии). Многие дворцово-замковые ансамбли (резиденция князей Сапегов Гольшанский замок-дворец[36], Несвижский дворцово-замковый комплекс, Ружанский дворец, Щорсы, Смоляны) создавались согласно новой планировке, более художественным и пластичным становится их формление.
Синагоги в Великом княжестве Литовском были распространённым типом религиозных строений. К сожалению, не сохранилось примеров деревянной синогогальной архитектуры, которая в отличие от каменной была более традиционной и консервативной. Так, главная синагога Пинска (1616) неоднократно горела и разрушалась. В пинском предместье Каралин, основанном в XVII в., было несколько синагог, школ, лавок. На его месте сейчас здание Полесского университета.
Большая (холодная) синагога в Минске была построена в 1590 и представляла собой типичное синагогальное здание. Около 200 лет здание синагоги использовалось как православный храм Петропавловского монастыря и только в 1716 здание передано еврейской общине. В 1930-х синагогу закрыли.
Несколько поздней минской была построена синагога в Несвиже (XVI-начало XVII в.). В 1589 местые евреи получили от хозяина города князя Радзивилла Сиротки грамоту, дававшую им разрешение на строительство каменной синагоги. Она была разрушена в войну.
Также известна каменная синагога в Друе, построенная итальянсим архитектором Антонио Парако, который там же построил костёл и монастырь доминиканцев.
Со второй половины XVII в. из-за войн и эпидемий развитие городов в Великом княжестве Литовском приостановилось почти на столетие. Хотя стоит отметить появление таких незаурядных строений, как костёл монастыря тринитариев в Кривичах. Костёл Матери Божией в Костеневичах, костёл доминиканцев в Зембине, костёл доминиканцев в Ракове на месте старого, построенного в 1686 по фундации К. Сангушко.
В XV-первой половине XVI в. только на белорусских землях было около 40 городов и 200 местечек. В середине XVII в. в Великом княжестве Литовском было 757 городов и местечек[37].
Архитектура Великого княжества Литовского.