28-07-2023
Асель | |
Асель | |
Композитор | |
---|---|
Автор либретто |
Борис Халиулов и Николай Харитонов |
Источник сюжета | |
Хореограф | |
Дирижёр-постановщик | |
Сценография | |
Последующие редакции |
Уран Сарбагишев, Людмила Воскресенская |
Количество действий |
3 |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
«Асель» — балет Владимира Власова в трёх частях-воспоминаниях. Либретто Бориса Халиулова и Николая Харитонова по мотивам повести Чингиза Айтматова «Тополёк мой в красной косынке»[1].
Содержание |
В начале 1960-х годов балетмейстер Олег Виноградов работал в Новосибирском театре оперы и балета. Позже он вспоминал:
«Ранней весной 1965 года в Новосибирск из Москвы неожиданно позвонил Юрий Николаевич Григорович, предложив мне поставить новый балет в Большом театре. До 50-летия Октябрьской революции и больших торжеств по данному поводу оставалось два с половиной года. По постановлению партии и правительства все трудовые коллективы (и театры в первую очередь!) должны были ознаменовать это событие новыми свершениями и победами. Большому театру предстояло первым отрапортовать о создании спектакля о наших современниках, но, поскольку сам Юрий Николаевич сочинять такой спектакль не хотел, — его выбор пал на меня.»
— Олег Виноградов[2]
Приехав в Москву, Виноградов прочитал предложенное либретто, которое сочинили по повести Чингиза Айтматова «Тополёк мой в красной косынке» артисты балета Большого театра Борис Халиулов и Николай Харитонов, и предложил своё видение спектакля — балет в трёх воспоминаниях главных героев. Его замысел одобрили и балетмейстер начал разрабатывать план балета для композитора Владимира Власова. Большую помощь оказал ему в этом Михаил Габович. После представления проделанной работы художественному совету Большого театра, Виноградова отправили в Киргизию «собирать фольклор».
1 октября 1965 года балетмейстер приступил к репетициям с солистами — Мариной Кондратьевой и Марисом Лиепой. Но вскоре Кондратьева ушла в декрет, а Лиепа так и не станцевал этот спектакль. Виноградов начал работать с другими солистами. Спектакль имел успех, особенной популярностью пользовался эпизод с шофёрами автобазы — семь танцовщиков соревновались в сольных вариациях, украшенных эффектными трюками.
Премьера прошла 7 февраля 1967 года
Балетмейстер-постановщик Олег Виноградов, художник-постановщик Валерий Левенталь, дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис
Спектакль прошёл 72 раза, последнее представление 9 апреля 1975 года
Асель (балет).