Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Алексеев аскольдов сергей алексеевич, аскольдов а с м начало массового рабочего движения в сша м 1966

12-06-2024

Перейти к: навигация, поиск
Сергей Аскольдов
Имя при рождении:

Сергей Алексеевич Алексеев

Дата рождения:

1871({{padleft:1871|4|0}})

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

23 мая 1945({{padleft:1945|4|0}}-{{padleft:5|2|0}}-{{padleft:23|2|0}})

Место смерти:

Потсдам

Школа/традиция:

Русская религиозная философия

Направление:

Спиритуализм, панпсихизм

Основные интересы:

Теория познания

Оказавшие влияние:

А. А. Козлов, В. С. Соловьёв

Произведения в Викитеке

Серге́й Аско́льдов (настоящее имя Сергей Алексеевич Алексеев) (1871, Москва — 23 мая 1945, Потсдам) — русский религиозный философ, спиритуалист и панпсихист. Сын философа А. А. Козлова, друг и оппонент Н. О. Лосского.

Биография

Сергей Алексеевич Алексеев окончил курс в Санкт-Петербургском университете по естественному отделению физико-математического факультета. С 1908 года был активным участником петербургского Религиозно-философского общества. Оставив службу, посвятил себя академической деятельности. В 1914 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Мысль и действительность». С 1917 года — профессор Московского университета. В 19181920 годы жил в Казани.

Вернувшись в Петроград, основал религиозно-философское общество «Братство св. Серафима Саровского», сотрудничал в ряде журналов и альманахов («Мысль», «Литературная мысль», «Достоевский»), преподавал химическую технологию в Ленинградском Политехническом институте.

Д. С. Лихачев вспоминал о нем: «...В начале 20-х гг. Сергей Алексеевич Алексеев пришел преподавать психологию в нашу школу имени Лентовской, на Плуталовой улице Петроградской стороны... С молодежью Сергей Алексеевич всегда общался как с равными ему по возрасту. Он приглашал меня к себе домой (жил он с семьей, из которой хорошо помню его сына-поэта, на Кронверкской улице в отличном доме). Он не только давал мне книги для прочтения, но и разговаривал со мной о своих впечатлениях от музыки и поэзии...» [1]

Во второй половине 20-х годов арестован, в 1928 году выслан в Зырянский край. В 1935 году получил разрешение поселиться в Новгороде. Во время оккупации города немецкими войсками принимал активное участие в антимарксистской и антикоммунистической пропаганде. Умер в Потсдаме.

В центре философских интересов Аскольдова стояли проблемы теории познания. Критиковал учение В. Шуппе, неокантианство, Э. Гуссерля, Н. О. Лосского, развивал учение о чистом опыте. Последний мыслился им как чистое, доструктурное основание познания, которое само непознаваемо и доступно лишь алогической формулировке. Также интересовался этико-моральными, религиозно-философскими вопросами, историей русской философии.

Сочинения

Отдельные издания

  • Основные проблемы теории познания и онтологии. — СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1900. — VIII, 250 с.
  • Христианство и политика. — Киев, 1906.
  • Алексей Александрович Козлов. — М.: Путь, 1912. — VIII, 218 с.
  • Мысль и действительность. — М.: Путь, 1914. — 387 с.
  • О связи добра и зла. — Киев: Изд. журн. «Христианская мысль», 1916. — 25 с.
  • Сознание как целое. Психологическое понятие личности. — М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1918. — 54 с.
  • Гносеология. — Пб., 1919.
  • Философия. — Пб., 1919.
  • Введение в гносеологию. — Пг., 1920.

Статьи в периодических изданиях

  • Философия и жизнь // Проблемы идеализма. М., 1902.
  • Мышление, как объективно обусловленный процесс // Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 66.
  • В защиту чудесного. Часть I // Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 70.
  • В защиту чудесного. Часть II // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 71.
  • Теории новейшего критицизма. Часть I // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 74.
  • Теории новейшего критицизма. Часть II // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 75.
  • О романтизме // Вопросы жизни. 1905. № 2.
  • Рец. на книгу Т. Липпса «Основные вопросы этики» // Вопросы жизни. 1905. № 6.
  • Религиозное обновление // Век. 1906. № 3.
  • Новая гносеологическая теория Н. О. Лосского // Журнал министерства народного просвещения. 1906.
  • О любви к Богу и любви к ближним // Вопросы философии и психологии. 1907. Кн. 86.
  • По поводу поучений Д. Философова // Век. 1907. № 19.
  • К вопросу о гносеологическом интуитивизме // Вопросы философии и психологии. 1908. Кн. 94.
  • Рец. на книгу Н. Бердяева «Философия свободы» // Русская мысль. 1912. № 1.
  • Идея справедливости в христианстве // Философский сборник Льву Михайловичу Лопатину. М., 1912.
  • Русское «богоискательство» и Вл. Соловьёв // Русская мысль. 1912. № 3.
  • Время и его религиозный смысл // Вопросы философии и психологии. 1913. Кн. 117.
  • Внутренний кризис трансцендентального идеализма // Вопросы философии и психологии. 1914. Кн. 125.
  • Рец. на книгу Н. Лосского «Интуитивная философия Бергсона» // Русская мысль. 1914. № 2.
  • О русской философии во Франции // Русская мысль. 1915. № 7.
  • О связи добра и зла // Русская мысль. 1916. № 4, 5.
  • Отзвуки славянофильства в годы войны // Русская мысль. 1916. № 3.
  • О пустынниках Кавказа. По поводу книги В. Свенцицкого «Граждане неба» // Русская мысль. 1916. № 5.
  • Памяти В. Ф. Эрна // Русская мысль. 1917. № 5—6.
  • Религиозный смысл русской революции // Из глубины. М.; Пг., 1918.
  • Философия и религия Фехнера // Вопросы философии и психологии. 1918. Кн. 141—142.
  • Религиозно-этическое значение Достоевского // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. Пг., 1922.
  • Аналогия как основной метод познания // Мысль. 1922. № 1.
  • Памяти Л. М. Лопатина // Мысль. 1922. № 1.
  • Время и его преодоление // Мысль. 1922. № 3.
  • Творчество А. Белого // Литературная мысль. 1923. № 1.
  • Форма и содержание в искусстве слова // Литературная мысль. 1925. № 3.
  • Дух и материя // Новые вехи. Прага, 1945. № 2.

Статьи в «Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона»

Литература

  • Лопатин Л. М. По поводу новой книги С. А. Алексеева (Аскольдова) «Мысль и действительность» // Вопросы философии и психологии. — Кн. 125. — С. 519—531.
  • Лосский Н. О. В защиту интуитивизма. (По поводу статьи С. Аскольдова «Новая гносеологическая теория Н. О. Лосского» и статьи проф. Л. Лопатина «Новая теория познания») // Вопросы философии и психологии. — Кн. 93. — С. 449—462.
  • Свенцицкий В. П. Замечания по поводу реферата С. А. Аскольдова // Собрание сочинений. — Т. 2 — М.: Даръ, 2011.
  • Петруня О. Э. Сергей Алексеевич Аскольдов: Несостоявшаяся революция в теории познания // С. А. Аскольдов. Гносеология: Статьи. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 200 с. (Библиотека русской философской мысли)
  • Прасолов М. А. Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме. — СПб.: Астерион, 2007. — 354 с.
  • Сиротин С. С. Религиозные мотивы в философии времени С. А. Аскольдова. — Электронный научно-богословский журнал студентов и аспирантов Богословского факультета, 2009, № 1, 5-10.
  • Философская мысль восточных славян. Биобиблиографический словарь. Киев, 1999.

Примечания

  1. Д.С.Лихачев. Воспоминания. СПб, Logos, 1995.

Ссылки

Алексеев аскольдов сергей алексеевич, аскольдов а с м начало массового рабочего движения в сша м 1966.

Файл:Joseph Biden and Boris Tadić.jpg, Сторожевое 2-е.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06