21-05-2023
Андрей Юрьевич Ашкеров | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Андре́й Ю́рьевич Ашке́ров (род. 9 июня 1975, Москва) — философ, социолог, политолог, арт-критик, публицист.
Содержание |
Руководитель образовательной программы «Философия политики и властных отношений» философского факультета МГУ.
Автор около 150 публикаций в изданиях: «Агентство политических новостей», «Вестник Академии наук», «Евразия сегодня», «Консерватор», «Логос», «Отечественные Записки», «Русский журнал», «Социологический журнал», «Социологическое обозрение», «Топос», «Традиция», «Человек», «Эпоха» и др.
По убеждениям причисляет себя к левым консерваторам.
Ашкеров начал проявлять себя как исследователь со второй половины 1990-х годов. Первоначально занимался проблемами социально-политической теории. Критиковал праволиберальное представление о Советском Союзе как стране, в которой не существовало среднего класса. Доказывал необходимость сохранения субкультуры советского среднего класса, недопустимость создания нового среднего класса «с нуля».
Занимался проблемами социально-экономической и политической модернизации. На основе анализа «реформаторских» текстов пришёл к пониманию циклов отечественной модернизации как циклов деградации, в которых реформы становятся возможны исключительно ценой разрушения существующих достижений. Рассматривал последствия попадания страны в ловушку «догоняющего развития», описывал феномен неоварварства как следствие модернизационных преобразований. Изучал политическое измерение конфликта поколений и поколенной идентичности.
Параллельно с анализом модернизационных процессов Ашкеров обращается к праксеологической и социально-антропологической проблематике, к текстам по теории структурализма и постструктурализма (К.Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, П. Бурдье и другие). Под влиянием идей М.Фуко, приходит к формационному рассмотрению властных отношений, социальных практик, истин и ценностей.
Впоследствии внимание к выявлению издержек модернизации предопределяет интерес к сразу трем направлениям философии: кантианству, марксизму и деконструктивизму. Этот интерес обернулся целой серией историко-философских текстов, посвященных, в частности, проблеме идентичности у Канта, антропологии человека производящего К.Маркса, философии человека ценящего и обесценивающего у Ницше, онтологии и антропологии биовласти у Фуко, концепции «человека без сущности» Ж.-Л. Нанси и т. д.
Одновременно Ашкеров исследует феномен социального обмена, сопоставляет формы его осуществления в капиталитических и докапиталистических обществах.
Параллельно Ашкеровым осуществляется социально-антропологическим анализ Античности и античного «homo politicus».
Концептуализируя феномен современности и проблему осовременивания прошлого, Ашкеров приходит к тезису: «Реконструкция есть деконструкция». В порядке развития данного тезиса, им формулируется теоретическая максима: Чтобы перестать осовременивать, необходимо принять неизбежность осовременивания настолько, чтобы научиться определить его меру. В опоре на эту максиму обосновывает метод социально-исторического дистанцирования, альтернативный как представлениям о нейтральном наблюдателе, отделенном от своего объекта абсолютной дистанцией, так и представлениям об эмпатии, то есть о возможности полного и безраздельного «вчувствования» в другого.
На рубеже веков Ашкеров обращается к созданию символической праксеологии, под углом зрения которой концептуализирует понятия традиции, ритуала и обычая, а также кондовости и кондового мышления. Применяя элементы метода структуралистского анализа мифов, систематизирует наследие различных школ и направлений социально-антропологического познания. В ситуации повсеместной дискредитации марксизма реактуализирует проблематику труда и производства, публикует серию статей на соответствующие темы. Исследует феномены этноса и этничности, приходит к выводу о диаспоральных взаимосвязях как прообразе сетевой организации общества. Обращается к рассмотрению «онтологии и антропологии глобального мира», предпринимает попытку философского обоснования антиглобализма.
Опираясь на работы Нанси, Ашкеров изучает проблематику человеческой телесности. Подводя итоги деятельности Пьера Бурдье и Жака Деррида, создает жанр философского некролога как жанр герметизации опыта философии. Первым в России обращается к социально-философской интерпретации творчества антрополога Эдварда Саида (рассматривая работы последнего в контексте программы «социологизации Другого», на которой настаивает сам Ашкеров).
В ряде философско-исторических исследований Ашкеров разрабатывает метод экзистенциальной компаративистики, основывающийся на сравнении способов онтологизации общественных отношений.
Параллельно с этим Ашкеров обращается к проблемам философии образования, занимается эволюцией исследовательского университета (рассматривая её в контексте проблем социального воспроизводства и модернизации образовательной инфраструктуры).
В настоящее время социально-философские и политологические исследования Ашкерова связаны с темой бюрократического господства и феноменом политического фетишизма.
С конца 1990-х годов Ашкеров активно проявляет себя как публицист (сетевые проекты «Я не хотел говорить no…», «Медлennoe» на сервере «Традиция»).
Известность получили портретные очерки Ашкерова, посвященные политикам — Ленину, Сталину, Мао Цзэдуну, Брежневу, Горбачеву, Яковлеву, «детям XX съезда», «детям 68 года», Милошевичу, Ниязову и др., а также деятелям культуры — Александру Солженицыну, Андрею Васнецову, Сергею Параджанову, Алле Пугачёвой, Татьяне Толстой, Ричарду Блэкуэллу, Педро Альмодовару, Джейн Биркин, Хельмуту Ньютону, Умберто Эко, Франсису Понжу, Жану Бодрийяру, Жаку Деррида, Пьеру Бурдье, Людмиле Зыкиной, Василию Аксёнову, Сергею Михалкову и многим др.
В 2001 году на сайте «Традиция» Ашкеров публикует «Энциклопедический проект». Впоследствии совместно с К. Крыловым готовит для «Русского журнала» проект «Политалфавит», посвященный анализу основных понятий современного политического дискурса.
В 2002 году по цензурным соображениям Ашкеров оказывается отлучен от сетевого «Русского журнала». Вновь публикуется там с февраля 2006 года.
В 2005 году возвращается к активной политической публицистике. Размещает циклы статей «Критика националистического разума», «Путиниада-08» и «Бюрократическая мистерия» на сайте «Русского журнала», а также цикл «Политфетишизм» на сайте «Агентства политических новостей».
Впоследствии, возобновляя жанр публичного философского высказывания, размещает многочисленные статьи и заметки на актуальные темы.
Ашкеров, Андрей Юрьевич.