Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Баллод, Франц Владимирович

18-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Франц Владимирович Баллод
Род деятельности:

писатель, археолог

Дата рождения:

7 августа 1882(1882-08-07)[1]

Место рождения:

Валмиера, Латвия[1]

Страна:

 Латвия

Дата смерти:

8 августа 1947(1947-08-08)[1] (65 лет)

Место смерти:

Стокгольм, Швеция[1]

Награды и премии:

Франц Владимирович Баллод, также Францис Балодис (Francis Balodis), латыш. Francis Aleksandrs Balodis (7 августа 1882, Митава Курляндской губерния, Российская империя — 8 августа 1947, Швеция) — археолог, египтолог, специалист по восточному искусству, магистр теории и истории искусств.[2]

Биография

Ранние годы

Франц Баллод окончил историко-философский факультет Юрьевского (ныне Тартусского) университета по специальности «археология». Занимался древней историей Прибалтийского края, чему посвятил книгу «Некоторые материалы по истории латышского племени с IX по XIII столетие» (1910 г.). По направлению Московского археологического института Франц Баллод в 1910 году три месяца под руководством профессора Ф.В. фон Биссинга изучал египтологию в Мюнхенском университете. По возвращении в Москву Баллод приступил к систематизации и обработке собранных материалов по истории египетского искусства и египетского костюма в Среднем Царстве.[3] Собранные материалы легли в основу книги «Древний Египет, его живопись и скульптура (I–ХХ династии)» (1913 г.).[4]

В 1913 г. Ф.В. Баллод защитил у Ф.В. фон Биссинга магистерскую диссертацию «Введение в историю бородатых карликообразных божеств в Египте», вышедшую в Москве отдельным изданием на немецком языке с русским резюме.[5]

С 1912 по 1918 годы Баллод занимал пост доцента Московского Археологического института.

В 1915–1917 гг. в Московском университете спецкурсы по темам Древнего Египта Ф.В. Баллода посещал будущий советский востоковед В.И. Авдиев[6].

Согласно свидетельствам поэт В. Хлебниковым благодаря знакомству с Баллодом написал фантастическую повесть «Ка», одним из главных персонажей которой является фараон Эхнатон.[7]

После Революции

В 1918 году Баллод переехал в Саратов, чтобы преподавать на историко-филологическом факультете, открывшемся годом ранее. Он обращался с просьбой к Б.А. Тураеву предоставить книги для библиотеки Саратовского университета.[8] С апреля 1919 по май 1921 г. он занимал пост декана этого факультета.

В эти же годы, несмотря на голод в Поволжье, эпидемию тифа и холеры, продолжавшуюся гражданскую войну, Баллод с группой студентов проводил археологические раскопки в Нижнем Поволжье.

В августе 1922 г. Баллод выступал на Первом Всероссийском съезде египтологов с докладом об искусстве в царствование Эхнатона. В дискуссии приняли участие: И.Г. Франк-Каменецкий, А.В. Шмидт, А.А. Захаров, Н.Д. Флиттнер, Т.Н. Козьмина-Бороздина, А.В. Живаго, В.В. Струве.[9]

С октября 1923 г. Баллод — действительный член созданного Научно-исследовательского института Археологии и Искусствознания, директором которого был нарком А.В. Луначарский.

На заседаниях археологического отделения рассматривался вопрос о летней командировке Баллода в Берлин для научно-исследовательской работы, а также об организации «коллективной командировки В.А. Городцова, Ф.В. Баллода и А.С. Башкирова в Турцию, Грецию и Египет для изучения взаимоотношений между древними культурами Юга СССР и культурами названных стран и для участия на международном этнолого-археологическом конгрессе в Каире в 1925 году»[10]. Однако эта командировка не была организована.

Эмиграция

В 1924 г. Ф.В. Баллод эмигрировал в Латвию, где сменил имя на Францис Балодис.

В Латвийском университете в 1926 году он получил степень доктора исторических наук. В 1929–1931 и 1933–1937 годах занимал пост декана философско-филологического факультета, а в 1931–1933 — проректора университета[11]. В 1932–1940 гг. Ф. Балодис являлся также председателем «Правления памятников» (Pieminekļu valde) — учреждения, занимавшегося выявлением и охраной этнографических, археологических, исторических и художественных памятников старины и занимался изучением древней истории страны, проводил археологические раскопки[12].

В 1937 г. Ф. Балодис посетил Египет, где принимал участие в работе конференции по защите памятников археологии.

После присоединения Латвии к Советскому Союзу в 1940 г. Ф. Балодис уехал в Швецию. Вероятно, этому способствовало также то, что старший брат Франциса Балодиса, Янис Балодис, был известным военным и государственным деятелем Латвии, занимал пост министра обороны, а в 1936 г. был вице-президентом страны.[13]

Смерть

В 1949 году в бельгийском египтологическом журнале появился некролог о Ф.Балодисе «М.Х. Ларсен из египетского музея в Стокгольме сообщил нам о кончине в этом городе 8 августа 1947 года профессора Франсиса Балодиса, работавшего в Москве, Саратове и Риге. Он был старым учеником Фр. фон Биссинга в Мюнхене. Ф. Балодис написал ряд статей по египтологии, последняя из которых — "Изображения Ка и Ба в египетском искусстве" — вышла в 1944 г. в Стокгольме»[14].

Труды

Появившиеся в русском переводе в 1913-1914 годах книги французского египтолога Александра Морэ «Во времена фараонов», «Цари и боги Египта» Баллод рецензировал, а в начале 1917 года написал обзор русской египтологической литературы за последние несколько лет. По его мнению, благодаря институтам, университетам, общественному интересу и кипучей деятельности российского египтолога Б. А. Тураева за последние 5-6 лет сформировалась отдельная русская школа египтологов.[15]

В 1914 г. вышла его статья об искусстве времени Эхнатона, где Баллод оспаривал мнение Михаэлиса и В. Шпигельберга о влиянии крито-микенской, сирийской или месопотамской культур на египетское. Данная работа считается первой на русском языке, которая осветила этот периоде в истории Египта.[16]

В 1917 г. в сборнике статей Московского общества по исследованию памятников древности при Московском Археологическом Институте, изданного в честь проф. В.К. Мальмберга, вышла статья Баллода «Реализм и идеализация в египетском искусстве как результат представлений о потустороннем бытии». В том же году вышла также «Египетский “Ренессанс”».[2]

Результаты археологической работы со студентами в Нижнем Поволжье были опубликованы в работах «Отчёт о раскопках на Увеке летом 1919 г.» (Саратов, 1919), «Старый и Новый Сарай — столицы Золотой Орды. Результаты археологических работ летом 1922 г.» (Казань, 1923), «Приволжские “Помпеи”. Опыт художественно-археологического обследования части правобережной Саратовско-Царицынской приволжской полосы» (М., 1923) и др.

В 1924 г. в Саратове вышла его книга «Очерк истории древнеегипетского искусства» и статья «Мистические действа в древнем Египте», опубликованная в сборнике трудов Саратовского университета, а также отдельной брошюрой тиражом 50 экземпляров.

По материалам докладов «Этапы развития художественной реформы времени Эхнатона» и «Корни художественной реформы времени Эхнатона» в 1924 г. в сборнике «Древний мир» вышла его статья «Памятники искусства времени Эхнатона».

После эмиграции Баллод посвятил несколько трудов археологическим открытиям в Латвии. Его работы выходили в Риге и Стокгольме:

Оригинал На русском Место Год
Letten und lettische Kultur in vorgeschichtlicher Zeit Латыши и латышская культура в доисторическое время Stockholm 1930
Latvijas pilskalni Городища Латвии Riga 1934
Latvju aizvēsture Доистория Латвии Riga 1934
Latviešu senās ciltis Латышские древние племена Riga 1934
Lettland. Landschaft, Volksleben, Baukunst und Museen Латвия. Страна, быт, архитектура и музеи Riga 1938

Описание своей поездки в страну фараонов он изложил в книге «В Египте всё иначе: наблюдения и впечатления от путешествия по Египту в 1937 году» (лат. Ēģiptē viss citādi: ceļojuma novērojumi un iespaidi Ēģiptē 1937 gadā). Среди египтологических работ Ф. Балодиса, изданных в Латвии, можно назвать «Искусство во время реформы Эхнатона» (лат. Mākslas reforma Echnatona laikā), вышедшую в 1920-е годы на латышском и немецком языках.

В Стокгольме после 1940 года вышли его работы: «Египет: страна загадок и пирамид» (швед. Egypten: pyramidernas och mysteriernas land), впоследствии переведённая на датский язык, и статья «Изображения Ка и Ба в египетском искусстве» (нем. Ka- und Ba- Darstellungen in der Ägyptischen Kunst).

После смерти учёного в итальянском сборнике вышла его статья «Гротескная статуэтка женщины с ребёнком в Египетском музее в Стокгольме» (Die groteske Statuette einer Frau mit ihrem Kinde im Ägyptischen Museum in Stockholm), посвящённая не очень хорошо сохранившейся известняковой статуэтке времени XXVI династии, которая изображает супругу Беса — богиню Бесет.

Примечания

  1. ↑ Record #117765686 // Общий нормативный контроль — 2012—2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>
  2. ↑ Баллод Франц Владимирович | Летопись Московского университета. letopis.msu.ru. Проверено 5 мая 2017.
  3. Баллод Ф.В. Предварительный отчёт о командировке в Германию летом 1910 г.. — М., 1910. — С. 1–4, 16, 18.
  4. Баллод Ф.В. Древний Египет, его живопись и скульптура (I–ХХ династии). — М., 1913.
  5. Prolegomena zur Geschichte der bärtigen zwerghaften Gottheiten in Ägypten = Веденіе въ исторію бородатыхъ карликообразныхъ божествъ въ Египтѣ. — М., 1913.
  6. Архипова, Светлана Викторовна. Всеволод Игоревич Авдиев и его время: Начало научной деятельности (20-е - 30-е годы). — М.: Присцельс, 1999. — С. [232 - 246] (стб. Древний Египет: язык—культура—сознание).
  7. Баран Х. Египет в творчестве Велимира Хлебникова: контекст, источники, мифы (рус.) // Новое литературное обозрение. — 2001. — № 48. — С. 206.
  8. Объяснение в любви. Вместо послесловия (рус.) // Тураев Б.А. Бог Тот. Опыт исследования в области египетской культуры : Журнал. — СПб.: Нева, Летний сад, 2002. — С. 388.
  9. Бороздин И. Первый всероссийский съезд египтологов (рус.) // Новый Восток. — М., 1922. — № 2. — С. 544–545.
  10. Башкиров А.С. О деятельности Археологического отделения Научно-исследовательского Института Археологии и Искусствознания в 1923/24 учебном году (рус.) // Древний мир. — 1924. — Август (№ 1). — С. 40–42..
  11. Latvijas Enciklopēdiskā vārdnīca. — Рига, 2002.
  12. Зейле П. Латышская культура и культура в Латвии в 20-е–30-е годы (рус.) // Мы в Латвии. — Рига, 1989.
  13. Египтологический Изборник. www.egyptology.ru. Проверено 5 мая 2017.
  14.  // Chronique d'Égypte. — 1949. — № 47. — С. 94.
  15. Баллод Ф.В. Русская литература по Египту за последние годы (рус.) // Голос минувшего. — 1917. — № 2. — С. 309.
  16. Баллод Ф.В. Египетское искусство времени Аменофиса IV (рус.). — М., 1914.

Баллод, Франц Владимирович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06