Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Башкирское шежере

21-08-2023

Шежере башкир из племени Кыпсак

Шежере́ (также шэжэрэ́башк. шәжәрә, араб. شجرة‎‎) — башкирская родословная, генеалогическая запись племён и родов у башкир, а также у других тюркских народов[1]. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Самые ранние шежере датируются временами булгарского периода, то есть возраст некоторых из них составляет более тысячи лет[2].

Содержание

Описание

Этимология слова

В виде синонимов слова «шежере» в башкирской письменности часто выступали такие слова, как «насабнаме», «насапхат», «силсиля» и «тайра». После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе — «родословие»[2][3]. Известный этнограф Р. Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись»[4]. Кузеев особо акцентировал внимание на том, что шежере является именно летописью, а не просто родословной, так как оно содержит не только имена представителей рода и годы их жизни, но и важные исторические сведения.

Виды шежере

По внешним признакам башкирские шежере делятся на два основных вида: номинальные (простые) и нарративные (сложные). Первый вид представляет из себя список глав рода, расположенных в хронологической последовательности и исходящих из одного общего корня. Внешне он напоминает дерево с многочисленными ветками. Второй вид также имеет разветвленную цепь имен, но в нём, в отличие от первого вида, содержатся еще и повествовательные тексты. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются именно номинальные[2].

Важность для башкирского народа

Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписывались, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы рода. Знание родовых шежере считалось обязательным до 10—15 колена. Так, к примеру, башкирский просветитель-демократ 19 века М. Уметбаев в своей работе «Башкиры» отмечал, что для башкира-вотчинника было важно знать три вещи:

  1. Свое собственное происхождение;
  2. Поименное знание и объяснение звезд;
  3. Знание преданий и легенд о великих ханах.

В целях сохранения в памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов башкиры излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде, ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере рода считалось большим позором.

Историческое значение

Шежере в некоторой степени носят характер исторического документа, своеобразного письменного памятника: в них наряду с историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально-этических нормах, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период в несколько веков и более[2][5]. Из исследований шежере можно почерпнуть факты об устройстве общества того времени (классовость, многоступенчатость), информацию о межплеменных отношениях, некоторых давних событиях. Однако, стоит упомянуть, что среди особенностей шежере имеется сочетание документальности с вымыслом. Эта характерная черта шежере приводит к тому, что некоторые из них отвергаются историками в качестве ценных исторических источников[2].

В наши дни

Как и любой другой исторический памятник, шежере испытывали на себе губительное влияние истории. Особенно тяжким испытаниям башкирские родословные подвергались в первые десятилетия советской власти. По рассказам пожилых людей, в тридцатые годы арабографичные рукописи и старопечатные книги сотнями и тысячами вывозились из деревень и сжигались. Некоторые успевали закапывать духовное наследие предков глубоко в землю или опускать на дно рек и озер. Таким образом, вместе со старинными рукописями и печатными книгами были сведены на нет сотни древних родословных записей. Тем не менее, благодаря счастливым случайностям, до наших дней дошли около 150-и башкирских шежере. В настоящее время они хранятся в архивах и библиотечных фондах Уфы, Оренбурга, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, а также в частных коллекциях.

В настоящее время среди башкир наблюдается тенденция к увеличению интереса своими историческими корнями[6]. В Башкортостане ежегодно отмечается праздник «Шежере-байрам»[7] («байрам» в переводе с башк. означает праздник). В ходе праздника старшее поколение повествует младшему о своей родословной, упоминая об известных личностях и примечательных событиях в истории рода. Помимо вышесказанного, существуют сайты, собирающие шежере в единую базу данных[8][9]. Подобная структура может служить для поиска родственников или информации о своих предках.

Фото

  • Шежере-байрам
  • Шежере-байрам

См. также

Примечания

  1. Шежере не есть явление, присущее только башкирам
  2. 1 2 3 4 5 Надергулов Минлегали Хусаинович. Историко-функциональные жанры башкирской литературы : генезис, типология, стиль и традиции : автореферат дис. … доктора филологических наук : 10.01.02 / Надергулов Минлегали Хусаинович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т]. 54 с. Уфа, 2009
  3. Башкирская генеалогия
  4. Шежере — «генеалогическая летопись»
  5. БАШКИРСКИЕ ШЕЖЕРЕ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
  6. Знаем ли мы свое шежере?
  7. Постановление Правительства Республики Башкортостан О ПРОВЕДЕНИИ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА «ШЕЖЕРЕ БАЙРАМЫ»
  8. Сайт башкирских генеалогий
  9. Архивы Башкортостана

Ссылки

  • Генеалогия в Башкирии
  • Башкирские шежере

Башкирское шежере.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06