Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Бела Барток

23-10-2023

(перенаправлено с «Бела Барток»)
Перейти к: навигация, поиск
Бела Барток
Bartók Béla
Основная информация
Дата рождения

25 марта 1881({{padleft:1881|4|0}}-{{padleft:3|2|0}}-{{padleft:25|2|0}})

Место рождения

Надьсентмиклош, Банат, Австро-Венгрия

Дата смерти

26 сентября 1945({{padleft:1945|4|0}}-{{padleft:9|2|0}}-{{padleft:26|2|0}}) (64 года)

Место смерти

Нью-Йорк, США

Страна

Австро-Венгрия, Венгрия

Профессии

композитор, пианист, музыковед

Инструменты

фортепиано

Жанры

классическая музыка

Награды

Премия имени Кошута и Q5593916?

 Аудио, фото, видео на Викискладе
Бела Барток

Бе́ла Ба́рток (полное имя — Бе́ла Ви́ктор Я́нош Ба́рток, венг. Bartók Béla Viktor János [ˈbɒrtoːk ˈbeːlɒ]; 25 марта 1881, Надьсентмиклош, Банат, Австро-Венгрия — 26 сентября 1945, Нью-Йорк, США) — венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист.

Барток в юности

Очерк биографии

Родился в банатском селе Надьсентмиклош, в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Барток в детстве рос в атмосфере, насыщенной музыкой, слушал концерты оркестра отца и исполнения матери-пианистки. Уже в четыре года Барток знал множество народных песен и наигрывал их мелодии одним пальцем; а в пять лет получил первый урок игры на фортепиано от матери, а уже через месяц они вместе играли в четыре руки пьесу, приготовленную ими ко дню рождения отца.

Детство Бартока было омрачено болезнями, а затем и смертью отца в 1888 году. После смерти отца семья переселяется в Севлюш (ныне город Виноградов на Украине). Там мать, Паула Барток, получает место учителя в начальной школе.

1 марта 1892 года в городе Виноградов на Закарпатье состоялось первое публичное выступление Белы Бартока. Он сыграл на благотворительном концерте первую часть из сонаты № 21 Бетховена, и фортепианную пьесу Течение Дуная, написанную самим Бартоком. Успех концерта имел важное последствие: директор местной школы предоставил матери Бартока годовой отпуск для поездки в Братиславу, где юный Барток получил возможность брать уроки фортепиано и гармонии у Ласло Эркеля, сына Ференца Эркеля. Но уже осенью 1893 года уроки прекратились: мать получила назначение в школу города Банска-Быстрица.

В январе 1899 года Бартока прослушал в Будапеште профессор Иштван Томан, ученик Листа, в результате чего осенью Барток поступает без экзаменов в столичную музыкальную академию. В академии его преподавателями были Ганс Кёслер (композиция) и Иштван Томан (фортепиано). В академии Барток сразу обратил на себя внимание как одарённый молодой музыкант. Особенно он преуспел в фортепианной игре.

С 1907 года профессор Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием (особенно часто и с особым блеском исполнял произведения Листа) и изучением крестьянского фольклора (в частности, венгерского, румынского, словацкого, турецкого), вместе с Золтаном Кодаем собрал большое количество песен. В период Венгерской советской республики 1919 года участвовал в директории музыкантов. В 1936 записывал народные мелодии в Анатолии, где ему помогал Ахмед Аднан Сайгун.

В 1940 эмигрировал в Нью-Йорк, получил американское гражданство в 1945, незадолго до смерти (скончался от лейкоза). Недописанные Бартоком 3-й фортепианный концерт и Концерт для альта с оркестром завершил Тибор Шерли.

Очерк творчества

Йожеф Шомоди. Памятник Бартоку, 1981

Притом что Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, к додекафонии и микрохроматике), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода (1918), балеты Чудесный мандарин (венг. A csodálatos mandarin) (1919, был запрещён цензурой за «непристойность»), Деревянный принц (венг. A fából faragott királyfi) (19141917), Концерт для оркестра (19421945), Музыка для струнных, ударных и челесты, два концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма Кошут, сюита На вольном воздухе. Масштабный сборник «Микрокосмос» (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей, 1926—1939 гг.) представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. Соответственно дидактическому замыслу «Микрокосмоса» пьесы в нём расположены в порядке нарастания технической сложности.

В ряде сочинений Барток опирается на фольклорный материал (оригинальный или авторский стилизованный), причём не только венгерский, но также румынcкий, болгарский, югославский. «Балканские» танцы (особенно 6 румынских народных танцев, BB 68, Sz 56) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией.

Идентификация сочинений

В связи с тем что опусная нумерация у Бартока непоследовательна и запутана, музыкальные сочинения Бартока принято идентифицировать по тематическому каталогу Андраша Сёллёши[1] (аббревиатура Sz) либо по (более современному) каталогу Ласло Шомфая[2] (аббревиатура BB).

Признание

Премия Лайоша Кошута (1948, посмертно), Международная премия Мира (1955, посмертно).

В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии.

В Париже рядом с площадью Браззавиль в 1981 году разбит Сквер Белы Бартока (фр. Square Béla-Bartók), в нём установлен памятник композитору работы венгерского скульптора Имре Варги, подаренный столице Франции от имени Будапешта в 1982 году.

Музыкальные сочинения

  • Соната для двух фортепиано и ударных BB 15
  • Скерцо из симфонии ми-бемоль мажор BB 25
  • Дуэт для двух скрипок (1902) BB 26
  • Анданте ля минор для скрипки и фортепиано BB 26
  • 4 пьесы для фортепиано BB 27
  • Соната для скрипки и фортепиано ми минор BB 28
  • Кошут-Симфония BB 31
  • Квинтет для фортепиано и струнного квартета BB 33
  • Скерцо (бурлеска) для фортепиано с оркестром op.2 BB 35
  • Рапсодия для фортепиано op.1 BB 36a
  • Рапсодия для фортепиано с оркестром BB 36b
  • Сюита для оркестра № 1 op.3 (версия 1905г) BB 39
  • Сюита для оркестра № 2 op.4 (версия 1943г) BB 40
  • 3 венгерских народных песни области Чик BB 45b
  • Концерт для скрипки с оркестром № 1 BB 48a
  • 2 портрета BB 48b
  • 2 элегии для фортепиано op.8b BB 49
  • 14 багателей для фортепиано op.6 BB 50
  • 10 лёгких пьес BB 51
  • Струнный квартет № 1 BB 52
  • «Для детей», фортепианный цикл, том 1 BB 53
  • «Для детей», фортепианный цикл, том 2 BB 53
  • 7 скетчей (Vázlatok) для фортепиано op.9b BB 54
  • 3 бурлески BB 55
  • 2 румынских народных танца для фортепиано BB 56
  • 4 плача для фортепиано op.9a BB 58
  • 2 картины BB 59
  • Румынский танец для оркестра BB 61
  • Опера «Замок герцога Синяя Борода» BB 62
  • Аллегро барбаро BB 63
  • 4 пьесы для оркестра BB 64
  • Румынские рождественские гимны BB 67
  • 6 румынских народных танцев BB 68
  • Сюита для фортепиано BB 70
  • Балет «Деревянный принц» BB 74
  • Струнный квартет № 2 BB 75
  • Румынские народные танцы для оркестра BB 76
  • 15 венгерских народных песен BB 79
  • 3 венгерских народных мелодии BB 80b
  • 3 этюда для фортепиано, ор.18 BB 81
  • «Чудесный мандарин», балетная сюита для симфонического оркестра BB 82
  • Балет «Чудесный мандарин» BB 82
  • Импровизации на темы венгерских народных песен BB 83
  • Соната для скрипки и фортепиано № 1 BB 84
  • Соната для скрипки и фортепиано № 2 BB 85
  • Танцевальная сюита для оркестра BB 86
  • Танцевальная сюита BB 86a
  • 3 деревенских сцены для женского хора и камерного ансамбля BB 87b
  • Соната для фортепиано (1926) BB 88
  • «Out of Doors» для фортепиано (1926) BB 89
  • 9 маленьких пьес BB 90
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 BB 91
  • Струнный квартет № 3 BB 93
  • Рапсодия № 1 для скрипки и фортепиано BB 94
  • Рапсодия № 1 для скрипки с оркестром, (1928-29) BB 94b
  • Струнный квартет № 4 BB 95
  • Рапсодия № 2 для скрипки с оркестром BB 96
  • Рапсодия № 2 для скрипки и фортепиано (1928 версия 1945) BB 96b
  • Светская кантата (Cantata Profana) BB100
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 BB101
  • Сонатина для фортепиано BB102a
  • Трансильванские танцы для оркестра BB102b
  • Венгерские пьесы BB103
  • 44 дуэта для двух скрипок BB104
  • «Микрокосмос» BB105
  • Венгерские крестьянские песни для оркестра BB107
  • Венгерские народные песни для скрипки и фортепиано BB109
  • Струнный квартет № 5 BB110
  • Маленькая сюита BB113
  • Музыка для струнных, ударных и челесты BB114
  • «Контрасты», трио для скрипки, кларнета и фортепиано BB116
  • Концерт для скрипки с оркестром № 2 BB117
  • Дивертисмент для струнного оркестра BB118
  • Струнный квартет № 6 BB119
  • Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра BB121
  • Концерт для оркестра BB123
  • Соната для скрипки соло BB124
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3 BB127
  • Концерт для альта с оркестром BB128
  • Транскрипции для фортепиано
  • Румынские танцы для фортепиано

Музыковедение. Фольклористика. Редактирование

На английском языке музыковедческие труды Бартока и сборники народной музыки в его редакции печатались в серии «New York Bartók Archive studies in musicology» (13 выпусков, 1967–81 гг.).

  • Das Problem der neuen Musik // Melos I,5 (1920), SS.107–10; перевод на англ. в сб. Essays (1976), pp.455-460.
  • Ethnomusikologische Schriften, hrsg. v. D. Dille. 4 Bde. Budapest, 1965–1968.
  • Rumanian folk music, ed. by B. Suchoff. 5 vls. The Hague, 1967-1975.
  • Musiksprachen, Aufsätze und Vorträge, hrsg. v. B. Szabolcsi. Leipzig, 1972.
  • Essays, ed. by B. Suchoff. London, 1976 (оглавление сборника)
  • Yugoslav folk music, ed. by B. Suchoff. Albany, NY, 1978.
  • Turkish folk music from Asia Minor, ed. by B. Suchoff. Princeton, NJ, 1976.
  • The Hungarian folk song, ed. by B. Suchoff. Albany, NY, 1981.
  • Studies in ethnomusicology, ed. by B. Suchoff. Lincoln, 1997 (сб. статей Бартока по муз. фольклористике).
  • О «расовой чистоте» в музыке. Изучение песенного фольклора Восточной Европы// Венгры и Европа : Сб. эссе. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 217—223.

Примечания

  1. Szőllősy, András. Bartók Béla válogatott írásai, összegyűjtötte és sajtó alá rendezte Szöllősy András. Mûvelt Nép Könyvkiadó, Budapest, 1956.
  2. Somfai, László. List of works and primary sources. In: Somfai L. Béla Bartók: composition, concepts, and autograph sources. Berkeley, 1996, pp.297–320.

См. также

  • Mikrokosmos (содержит список всех включённых в сб. пьес)

Литература

  • Мартынов И. И. Бела Барток. — М.: Красная звезда, 1956.
  • Сабольчи Б. Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях. — Будапешт, 1963.
  • Уйфалуши Й. Бела Барток. Жизнь и творчество. — Будапешт: Корвина, 1971.
  • Бела Барток: Сборник статей / Под ред. Е. И. Чигаревой. — М.: Музыка, 1977.
  • Малинковская А. Бела Барток — педагог. — М.: Музыка, 1985.
  • Laki P. Bartók and his world. — Princeton: Princeton UP, 1995.

Ссылки

  • Bartok. Essays (1976) (Google books)
  • Bartók Béla Memorial House (венг.). Bartók Béla Memorial House. Проверено 4 апреля 2014.
  • Малинковская А. Бела Барток (рус.). Belcanto.ru. Проверено 4 апреля 2014.
  • Сигитов С. Ладовая система Белы Бартока позднего периода творчества (рус.). MusStudent.ru. Проверено 4 апреля 2014.
  • Балет «Чудесный Мандарин». Фотографии. (рус.). Театр Классического Балета. — (а также либретто и аннотация балета в постановке Театра классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва). Проверено 4 апреля 2014.
  • Струнные квартеты Белы Бартока // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники : Сб. ст. — М.: Советский композитор, 1986.

Бела Барток.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06