20-10-2023
Берлинская раввинская семинария | |
---|---|
|
|
Оригинальное название | Rabbiner Seminar für das Orthodoxe Judenthum |
Международное название | Hildesheimer Rabbinical Seminary |
Год основания | 1873 |
Конфессия | иудаизм |
Ректор | Азриэль Гильдесхаймер, Давид Цви Хоффман, Авраам Элияу Каплан, Иехиэль Яааков Вайнберг |
Студенты | Элиезер Беркович, Хаим-Моше Шапиро, Йосеф Бург |
Профессоры | Авраам Берлинер, Яаков Барт |
Юридический адрес | Берлин, улица Тухольского, 40 (бывш. Артиллерийская улица, 31) |
Берлинская раввинская семинария (нем. Rabbiner Seminar für das Orthodoxe Judenthum) была основана в Берлине 22 октября 1873 раввином доктором Азриэлем Гильдесхаймером для подготовки раввинов, принадлежащих направлению ортодоксального модернизма.
Содержание |
В Европе в первой половине XIX века шла острая внутриеврейская борьба между реформистами и ортодоксами, к середине века реформисты сумели завоевать значительные позиции.[1] Ортодоксальная община Берлина, находившаяся в меньшинстве, основала общество «Адас Исраэль» и пригласила на пост раввина доктора Азриэля Гильдесхаймера в 1869 году.[2] Гильдесхаймер согласился, с условием, что он будет продолжать просветительскую деятельность, как в Венгрии до того. Получив согласие общины, Гильдесхаймер провел в разных частях Германии в 1872 году серию лекций, чтобы убедить в необходимости создания учебного заведения нового типа, где готовили бы ортодоксальных раввинов, владеющих также всем богатством европейской культуры. Вследствие этих выступлений был создан комитет по созданию раввинской семинарии нового типа, того, что стали называть позднее ортодоксальным модернизмом.
22 октября 1873 года произошло торжественное открытие семинарии[3]. Гильдесхаймер занял пост ректора, кроме него в семинарии работали р. Давид Цви Хоффман по Талмуду, Танаху и Галахе, др. Авраам Берлинер (Abraham Berliner, 1833–1915) по истории литературы и истории евреев, затем присоединился Яаков Барт[4] по ивриту, толкованиям Танаха, кроме Торы, а также философии религии. Новый преподаватель Гирш Гильдесхаймер, сын ректора, взял на себя историю. В академическое расписание включили Филонa, Иосифа Флавия и географию Палестины. Ещё позднее к преподавательскому составу присоединились др. Саломон Кон по теоретической и практической гомилетике и выпускник семинарии Я. Вогельмут по Талмуду, философии религии и теоретической гомилетике.[5]
После смерти основателя семинарию возглавил выдающийся специалист по Танаху Давид Цви Хоффман (его часто цитирует Нехама Лейбович). Последующий ректор Авраам Элияу Каплан рано умер, и тогда на должность пригласили р. Иехиэля Яакова Вайнберга.
После прихода нацистов к власти стало ясно, что семинария не сможет продолжать работу в Германии. Попытки передислоцировать её в подмандатную Палестину наткнулись на сопротивление тамошних религиозных кругов, и в 1938 году семинария была закрыта, а р. Вайнберг был выслан за пределы германского рейха.
Фактически главные представители ортодоксального модернизма сформировались под влиянием семинарии и р. Гильдесхаймера, а также книг р. Ш. Р. Гирша.
Здание семинарии в конце 19-го века. Артиллерийская улица, 31.
Здание семинарии в начале 21-го века. Теперь улица Тухольского, 40.
Построение курса имело большое сходство с конкурентными учебными заведениями: нем. Hochschule für die Wissenschaft des Judentums (Высшая школа еврейской науки об иудаизме в Берлине) и семинария в Бреслау. Все три учебных заведения имели деление на нижнее и верхнее отделение. У Гильдесхаймера учились шесть лет, в Высшей школе — 5, а в Бреслау — 7. Семинария имела два отделения: начальное и высшее. Начальный курс продолжался два года, после чего надо было сдать экзамен для поступления в высшее отделение. Впрочем, иногда допускалась сдача экзамена сразу в высшее отделение. В последнем учились четыре года, и в качестве условия поступления требовалось умение читать места из Талмуда на среднем уровне сложности, включая Раши и Тосфот, а также диплом выпускника гимназии или свидетельства о возможности поступить в последний класс гимназии. И, конечно, религиозный образ жизни кандидата. Обучение в семинарии завершалось экзаменом по знаниям о еврейских обычаях и законах. При успешной сдаче экзамена выпускник получал диплом, традиционное посвящение в раввины (смиха) выдавалось р. Гильдесхамером редко, только выдающимся ученикам. Диплом содержал условие, что его обладатель будет придерживаться ортодоксального иудаизма, в противном случае он задним числом становился недействительным.[6]
Учебная программа при Гильдесхаймере была похожа на принятую в Высшей школе и семинарии в Бреслау, главным предметом являлись Талмуд и кодексы. В первые два года изучалась начальная часть кодекса Шулхан Арух — «Орах Хаим» с упором на практические вопросы. Два часа посвящались Пятикнижию (Торе), два — на грамматику иврита и экзегетику, ещё час — на Мидраш и гомилетику. На втором году обучения ещё два часа отводилось истории евреев. На третьем и четвёртом году на Талмуд отводилось 5 часов в неделю, и дополнительные 2-5 часов шли на изучение литературы из жанра «респонса». Третьекурсники изучали также два часа в неделю историю Исхода из Египта, два на географию Палестины, ещё два — на еврейскую историю. На четвёртом году изучали пророков и историю и литературу евреев. На пятом и шестом году изучали 5 часов в неделю Талмуд, три — респонсы, по два — на Пятикнижие и пророков и ещё два на еврейскую историю и литературу.[6]
Факультативы читались по «Путеводителю растерянных» Маймонида и историческому анализу источников Мишны. Курс по научному анализу иудаизма не давал баллов, но был обязательным. Этот курс и затем обучение в университете давали основу «научно-еврейского образования».
Сам Гильдесхаймер вёл для начинающих занятия по трактатам «Иевамот», «Шаббат», «Кетубот», что затрагивало актуальные вопросы брака и праздников. Он читал курс о сравнении книг Иехуды Галеви «Кузари» и «Путеводителю растерянных» Маймонида, курс истории евреев от Вавилонского изгнания до Маккавеев, а также важный курс, называемый: «Критика источников: исследования по новейшей библейской критике». Для студентов второго года и далее он читал продолжение курса истории и Талмуда.
Давид Цви Хоффман преподавал Талмуд: Шабат, а также законы Шабата из «Орах Хаим», а также книгу «Левит» и праздники. Для продвинутых он давал трактаты «Менахот», «Мегила», «Сукка», а также законы миквы, кашрут и книгу «Второзаконие». Берлинер вёл курсы по ивритской литературе и по комментаторам Торы, а также Масоре (традиции передачи текста) и респонсам. Яаков Барт отвечал за Библию и грамматику иврита. Позднее прибавились курсы по использованию исторических источников и средневековой философии.
Интересно, что раздел «Шулхан Аруха» «Хошен Мишпат» почти не изучался, так как реально всё гражданское судопроизводство велось властями, и еврейские законы практического значения не имели.
Семинария и её конкуренты предполагали получение степени доктора в университете, у Гильдесхаймера, как правило в Берлинском, параллельно с последними годами в семинарии. Отчёт о деятельности семинарии за 25 лет приводит список научных работ выпускников, темы охватывают довольно широкий круг вопросов: философия Кантa, папа Лев IX, еврейские элементы Корана, огласовка Мишны.[6]
За первых 32 года деятельности семинария подготовила около 200 выпускников: раввинов, лекторов, профессоров.[7] Выпускники иешивы пользовались большим спросом по всей Европе, в 1884 году Гильдесхаймер с гордостью заметил, что не смог удовлетворить все запросы европейских еврейских общин.[8][9]
Создатель и директор рав Азриэль Гильдесхаймер
Давид Цви Хоффман — раввин, доктор, исследователь Танаха
Раввин, поэт Авраам Элияу Каплан
Раввин Иехиэль Яаков Вейнберг, ректор вплоть до закрытия семинарии нацистами.
Семинария в 1898 году, 25 лет работы.
Семинария в 1928 году. Четвёртый справа — Иехиэль Яаков Вайнберг.
Семинария в 1933 году. Пятый справа — Иехиэль Яаков Вайнберг. Четвёртый слева — его главный ученик р. Элиэзер Беркович.
Глава Берлинской раввинской семинарии, 1936 год, Иехиэль Яаков Вайнберг — крайний правый в переднем ряду.
Авраам Берлинер, (Abraham Berliner), 1833–1915, история, литература
Берлинская раввинская семинария.