25-06-2023
Августин де Бетанкур и Молина | |
исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina | |
государственный деятель | |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Награды и премии: |
Августи́н де Бетанкур и Молина, полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina; 1 февраля 1758 — 14 (26) июля 1824) — испанский, затем российский государственный деятель, учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор и инженер, организатор строительства и транспорта в Российской империи.
Содержание |
Августин де Бетанкур родился 1 февраля 1758 года в Испании в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе, в семье, основанной французским предком Жаном де Бетанкуром, который в 1417 году объявил себя королём Канарских островов.
Получив всестороннее научное образование в Париже, Бетанкур был отправлен испанским правительством в наиболее культурные страны Западной Европы для обозрения разных систем судоходства, каналов, паровых машин и т. п. Бетанкур успешно выполнил это поручение. В 1798 году на него было возложено устройство оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом и организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения. В 1800 году был назначен генерал-инспектором этого корпуса и членом совета финансового управления, а 1803 году — интендантом армий и главным директором почт.
Возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть страну. Сначала он отправился в Париж, а в 1808 году — в Россию, где и был принят на службу в чине генерал-майора. Здесь ему было открыто широкое поприще для применения его познаний; он преобразовал Тульский оружейный завод, построил пушечный литейный дом в Казани, ввёл новые и улучшил старые машины на Александровской мануфактуре, построил здание Экспедиции заготовления государственных бумаг (где им лично придумана большая часть машин), громадный по тем временам московский экзерциргауз (крытый плац для проведения военных смотров, ныне — Манеж), гостиный двор Нижегородской ярмарки, первый мост через реку Неву с обустройством центральной набережной Санкт-Петербурга и разные другие здания и сооружения. Принимал участие в постройке Исаакиевского собора.
По проекту Бетанкура в Санкт-Петербурге был учреждён Институт Корпуса инженеров путей сообщения, куда он и был назначен генеральным инспектором[1]. С 1816 года Бетанкур занимал место председателя комитета о городских строениях в Санкт-Петербурге, а в 1819 году на него было возложено главное управление путей сообщения. На этой последней должности он оставался до самой смерти, последовавшей 14 (26) июля 1824 года.
Был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
В 1955 году прах инженера и надгробный памятник перенесены в «Некрополь XVIII века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры[2].
Весна 1817 года: прибыл в Нижний Новгород в качестве начальника Комитета строений и гидравлических работ для экспертизы проекта строительства Нижегородской ярмарки. Утвердил выбранное для строительства место, однако не согласился с архитектурным решением, в связи с чем принялся за проектирование ярмарочного ансамбля и системы коммуникаций самостоятельно.
3 ноября 1817 года: решением Комитета министров Российской империи получил в «единственное и независимое распоряжение... всю строительную часть означенной ярмонки». Целью строительства имел создание лучшего торгового комплекса в Европе, «производством котораго я полагаю оказать истинную заслугу России»[3].
Весна 1818 года: закладка ярмарочных строений. С этого момента и до 1822 года (открытие ярмарочных торгов) Бетанкур проводил в Нижнем Новгороде каждое лето и лично руководил работой на всех стадиях строительства.
1819 год: лично разрабатывает проект реконструкции нижней части города.
1823 год: разрабатывает (совместно с В.И. Гесте) Генеральный план будущего развития Нижнего Новгорода, высочайше утверждённый в январе 1824 года[3].
Инженер принимал активное участие в инженерной стороне строительства монумента. Самым ярким вкладом в памятник являлось применение оригинальной методики среза свайного основания, а также им была разработана и построена[4] оригинальная система подъёма: строительные леса, 60 кабестанов и система блоков[5].
Сам подъём состоялся 30 августа 1832 года. Для приведения гигантского монолита на Дворцовой площади в вертикальное состояние потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые установили монолит на место за 1 час 45 минут.
Предшественник: нет (должность учреждена) |
Руководитель учебного заведения 1809–1824 |
Преемник: П. П. Базен |
Бетанкур, Августин Августинович.