02-07-2023
Бетт Дэвис | |
Bette Davis | |
Имя при рождении: |
Рут Элизабет Дэвис |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1929—1989 |
IMDb: |
ID 0000012 |
Официальный сайт |
Бетт Дэвис (англ. Bette Davis, Бетти Дейвис, полное имя Рут Элизабет Дэвис, англ. Ruth Elizabeth Davis; 5 апреля 1908 — 6 октября 1989) — американская актриса. В 1999 году Американский институт кино поставил Бетт Дэвис на второе место в списке величайших актрис в истории Голливуда. Первый человек в истории мирового кинематографа, номинированный на 10 «Оскаров».
Содержание |
Дочь массачусетского адвоката, она с детства мечтала стать актрисой. Первым шагом к славе стало для неё покорение Бродвея. Кинодебют Дейвис состоялся в 1931 году. В следующем году она исполнила свою первую крупную роль — в картине «Человек, который играл бога». На протяжении следующих двух лет в её репертуаре преобладали традиционные для Голливуда тех лет роли роковых соблазнительниц.
Прорыв Дэвис на новый уровень актёрского мастерства случился в 1934 году, когда она исполнила главную роль в киноверсии романа Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих». Более психологически сложной роли ещё не выпадало ни одной голливудской кинозвезде. Хотя с высоты сегодняшнего дня работа Дэвис в этом фильме кажется одним из её крупнейших свершений, соперничество между студиями привело к тому, что она даже не была выдвинута за неё на «Оскар».
Получив наконец самую престижную награду американской киноиндустрии за роль алкоголички в фильме «Опасная» (1935), Дэвис вступила в полосу судебных баталий со своей студией, «Warner Bros.». Она требовала большей самостоятельности при выборе киноролей и, чтобы подтвердить серьёзность своих намерений, на некоторое время покинула Голливуд и уехала в Лондон.
Хотя победительницей в споре оказалась студия, Дэвис была предоставлена свобода исполнять её коронные партии. По определению БСЭ, это были роли «сильных, властных женщин, стремящихся любой ценой, пренебрегая мнением общества, законами морали, добиться своей цели». Такова южная красавица в «Иезавели» (1939), во многом спорной картине, за которую Дэвис выиграла свой второй «Оскар». Эта роль была в известной степени утешением за то, что из-за межстудийных договоренностей знаменитой актрисе было не суждено сыграть в «Унесённых ветром».
В сороковые годы Дэвис оставалась одной из самых известных и уважаемых киноактрис мира. В 1939 году она сыграла вместе с Эрролом Флинном и Оливией де Хэвилленд в своем первом цветном фильме — «Частной жизни Елизаветы и Эссекса». Ещё более успешной в прокате была её следующая картина, «Все это и небо в придачу» (1940). На студии «Warner Bros.» она пользовалась таким авторитетом, что её шутливо называли «четвёртым братом Уорнером». Кроме того, в январе 1941 года она была избрана президентом Американской академии киноискусства.
По мере того как актриса приближалась к сорокалетнему возрасту, ей становилось все сложнее выдерживать конкуренцию молодых старлеток. Критики начали жаловаться на то, что Дэвис оказалась в плену наработанных годами жеманных поз и жестов. В 1943 году её второй муж умер при загадочных обстоятельствах. Два года спустя Дэвис вышла замуж за художника Уильяма Шерри, и вскоре у них родилась дочь.
В 1950 году актриса сыграла в одном из самых ярких фильмов классического Голливуда — «Всё о Еве». Многие из произнесённых ею строчек разошлись на цитаты, а сама картина была номинирована на 14 «Оскаров» и принесла Дейвис приз Каннского кинофестиваля. На волне успеха Дэвис разошлась с Шерри и вышла замуж за своего партнёра по фильму, Гари Меррила, однако и этот союз нельзя было назвать счастливым.
Практически все последующие фильмы Дэвис не имели успеха. В 1961 году она была вынуждена дать газетное объявление о поиске работы и охотно согласилась поработать с Джоан Кроуфорд в фильме ужасов «Что случилось с Бэби Джейн?», в котором они играли двух стареющих кинозвезд. Выдвижение Дэвис на «Оскар» за роль в этом фильме привело к размолвке с Кроуфорд. Не складывались у неё отношения и со звездами молодого поколения: их она обвиняла в отсутствии должной выучки и профессионализма. В 1962 году Дэвис выпустила книгу мемуаров. Как и многие её интервью, книга отличалась редкой откровенностью.
В 1960-е годы актриса попыталась вернуться на Бродвей, но без особого успеха. Ей постоянно нездоровилось, однако она продолжала сниматься в фильмах, например, в экранизации романа Агаты Кристи «Смерть на Ниле» (1978). В 1979 году ей была присуждена премия «Эмми», а за год до этого она стала первой женщиной, получившей почетную награду Американского института кино.
В 1983 году, после съемки экспериментального эпизода для телесериала «Отель», Дэвис был поставлен диагноз рак молочной железы и назначена мастэктомия. В течение двух недель после хирургии она перенесла четыре инсульта, которые вызвали паралич в правой стороне её лица и в её левой руке, став также причиной нечленораздельной речи. Дэвис начала длинный период физиотерапии, частично избавившись от паралича.
В течение 1988 и 1989 года, Дэвис чествовали за её карьерные достижения: она была удостоена Ордена Почётного легиона во Франции, премии Кампионе-д’Италия в Италии и награды киносообщества за заслуги в Линкольн-центре. В 1989 году у актрисы вновь был диагностирован рак. Поправив здоровье, к концу лета актриса отправилась в Испанию, где была удостоена премии на кинофестивале в Сан-Себастьяне, но во время время этой поездки её здоровье стало быстро ухудшаться. Будучи слишком слабой, чтобы совершить перелёт в США, она отправилась во Францию, где 6 октября 1989 умерла в американской клинике в городе Нёйи-сюр-Сен. Похоронена на Голливудских холмах.
Еще в каком-то павильоне мы увидели артистку Бетти Дэвис, которую наши зрители знают по картине «Преступление Марвина Блейка». Она сидела в кресле и негромко, но сердито говорила, что вот уже десять дней не может найти часа, чтобы вымыть волосы. Некогда! Надо «выстреливать» картину. – Я должна сниматься каждый день, – утомленно говорила она, по привычке улыбаясь ослепительной кинематографической улыбкой. В ожидании съемки актриса с отвращением, вернее – с полным безразличием, смотрела на «сэт»… |
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1931 | ф | Дурная сестра | The Bad Sister | |
1931 | ф | Обратный путь домой | Way Back Home | |
1932 | ф | Хижина в хлопчатнике (Преступление Марвина Блейка) | The Cabin in the Cotton | |
1933 | ф | Экс-леди | Ex-Lady | |
1934 | ф | Большое потрясение | The Big Shakedown | |
1934 | ф | Бремя страстей человеческих | Of Human Bondage | |
1934 | ф | Туман над Фриско | Fog Over Frisco | |
1935 | ф | Опасная | Dangerous | |
1936 | ф | Окаменевший лес | The Petrified Forest | |
1937 | ф | Кид Галахэд | Kid Galahad | |
1938 | ф | Сёстры | The Sisters | |
1938 | ф | Иезавель | Jezebel | |
1939 | ф | Победить темноту | Dark Victory | |
1939 | ф | Частная жизнь Елизаветы и Эссекса | The Private Lives of Elizabeth and Essex | |
1939 | ф | Хуарес | Juarez | |
1940 | ф | Все это и небо в придачу | All This, and Heaven Too | Онриэт Деспотс |
1940 | ф | Письмо | The Letter | Лесли Кросби |
1941 | ф | Великая ложь | The Great Lie | |
1941 | ф | Лисички | The Little Foxes | |
1942 | ф | Вперёд, путешественник | Now, voyager | |
1942 | ф | В этом наша жизнь | In This Our Life | Стенли Тимберлейк |
1943 | ф | Дозор на Рейне | Watch on the Rhine | |
1946 | ф | Украденная жизнь | A Stolen Life | Кейт Босворт / Патрисия Босворт |
1950 | ф | Всё о Еве | All About Eve | |
1956 | ф | Центр бури | Storm Center | |
1956 | ф | Свадебный подарок, или Всё как у людей | The Catered Affair | |
1962 | ф | Что случилось с Бэби Джейн? | What Ever Happened to Baby Jane? | |
1964 | ф | Мёртвый двойник | Dead Ringer | |
1964 | ф | Тише, тише, милая Шарлотта | Hush… Hush Sweet Charlotte | |
1965 | ф | Нянюшка | The Nanny | |
1976 | ф | Сожжённые приношения | Burnt Offerings | тётушка Элизабет |
1978 | ф | Смерть на Ниле | Death on the Nile | |
1985 | ф | Убийство с помощью зеркал | Murder with Mirrors | |
1986 | ф | На склоне лет | As Summers Die | |
1987 | ф | Августовские киты | The Whales of August | |
1989 | ф | Злая мачеха | Wicked Stepmother |
Премия «Оскар» за лучшую женскую роль | |
---|---|
Джанет Гейнор (1928) · Мэри Пикфорд (1929) · Норма Ширер (1930) · Мари Дресслер (1931) · Хелен Хейс (1932) · Кэтрин Хепбёрн (1933) · Клодетт Колбер (1934) · Бетт Дэвис (1935) · Луиза Райнер (1936) · Луиза Райнер (1937) · Бетт Дэвис (1938) · Вивьен Ли (1939) · Джинджер Роджерс (1940) Полный список · 1928—1940 · 1941—1960 · 1961—1980 · 1981—2000 · 2001 — настоящее время |
Премия «Эмми» за лучшую женскую роль в мини-сериале или фильме (1976—2000) | |
---|---|
Сьюзан Кларк / Розмари Харрис (1976) · Салли Филд / Пэтти Дьюк (1977) · Джоанн Вудворд / Мерил Стрип (1978) · Бетт Дэвис (1979) · Пэтти Дьюк (1980) · Ванесса Редгрейв (1981) · Ингрид Бергман (1982) · Барбара Стэнвик (1983) · Джейн Фонда (1984) · Джоанн Вудворд (1985) · Марло Томас (1986) · Джина Роулендс (1987) · Джессика Тэнди (1988) · Холли Хантер (1989) · Барбара Херши (1990) · Линн Уитфилд (1991) · Джина Роулендс (1992) · Холли Хантер (1993) · Кёрсти Элли (1994) · Гленн Клоуз (1995) · Хелен Миррен (1996) · Элфри Вудард (1997) · Эллен Баркин (1998) · Хелен Миррен (1999) · Холли Берри (2000) Полный список · (1954—1975) · (1976—2000) · (2001 — настоящее время) |
Бетт Дэвис.