13-10-2023
Блюзовая губная гармоника (гармошка, харп, блюзхарп) — разновидность губной гармоники. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, блюз-рок, фолк (включая блюграсс, кантри, ирландскую музыку, клезмер), а также джаз и поп.
Содержание |
Изобретена Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Блюзовая гармоника в настройке Рихтера (создана в 1826 году, она же мажорная настройка) и была первой губной гармоникой в истории, остальные версии появились позже. Чёрнокожее население США начало исполнять блюз на гармошке в конце XIX — начале XX веков. В конце 1940-х годов Литтл Уолтер начал усиливать гармошку с помощью гитарного усилителя, что дало ей совершенно другое звучание и положило начало новому стилю игры. В конце 60-х годов Ховард Леви отработал ранее использовавшуюся, но мало известную технику овердро/оверблоу, что позволило играть на блюзовой гармошке хроматически, то есть включая все полутона.
Блюзовые гармоники выпускаются в различных ключах (или тональностях, keys), строях и настройках.
Блюзовая гармоника выпускается в самых различных тональностях. Самые распространённые (от самой низкой до самой высокой): G,A,B,C,D,E,F. Существуют также все промежуточные тональности (например E♭, A♭, D♭, C♯ и т. д.) а также низкие, сверхнизкие и сверхвысокие гармошки. На последних двух типах специализируется фирма C. A. Seydel Söhne из Германии. Для новичков рекомендуется тональность C, так как для неё написано большинство самоучителей. Научившись играть на гармошке в тональности C вы сможете точно так же играть в других тональностях (к очень низким и высоким придётся, возможно, немного привыкнуть).
Также существуют различные настройки. Самая распространённая (и рекомендованная для начинающих) — мажорная настройка. Гармошки именно этой настройки являются истинно блюзовыми. На гармошках мажорной настройки играет подавляющее большинство исполнителей. Относительно распространены также минорные настройки (натуральный и гармонический минор) и кантри настройка.
Кроме того, существует огромное количество альтернативных настроек (для джаза, арабской музыки, испанской музыки и т. д.) Однако стоит помнить, что на мажорной гармонике можно сыграть любую мелодию (но не любые аккорды).
Рихтеровская настройка (тональность C-dur)):
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A |
Блюзовая настройка (тональность C-dur):
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F | A | B♭ | D | F | A |
Настройка кантри (тональность C-dur):
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F♯ | A | B | D | F | A |
Настройка гармоники Hohner Marine Band (тональность C-dur):
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F♯ | A | B | D | F♯ | A |
Настройка гармоники Lee Oskar Melody Maker (тональность C-dur):
выдох | C | E | A | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F♯ | A | B | D | F♯ | A |
Натуральный минор (тональность C-moll):
выдох | C | E♭ | G | C | E♭ | G | C | Eb | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B♭ | D | F | A | B♭ | D | F | A |
Гармонический минор (тональность C-moll):
выдох | C | E♭ | G | C | E♭ | G | C | E♭ | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F | A♭ | B | D | F | A♭ |
Настройка «Соло». Настройка гармоник Hohner 364S Marine Band, Huang Cadet Soloist и Hering (тональность C-dur):
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
вдох | D | F | A | B | D | F | A | B | D | F | A | B |
Настройка гармоники Hohner 365SBS (тональность C-dur):
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
вдох | D | G | B | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A | B |
Настройка гармоники Hohner 365 (тональность C-dur):
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
вдох | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A | B | D | F | A |
Настройка гармоники Hohner 364 (тональность C-dur):
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E | G |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
вдох | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A | B | D |
Существуют три основных вида строя гармошки — темперированный (оптимально для соло), чистый (just, оптимально звучат аккорды) и компромиссный. При выборе первых инструментов вопрос о виде настройки как правило не принципиален, как и разница в их звучании.
Как правило Блюзовая гармоника имеет 10 отверстий, охватывающих 3 октавы (рекомендуется для начинающих). Однако существуют и варианты с 4, 6, 8, 12 и 14 отверстиями.
Блюзовая гармоника отличается огромным количеством всевозможных приёмов, техник, трюков и эффектов, придающих этому инструменту неповторимое звучание и дающее исполнителям огромное пространство для полёта фантазии. Вот основные из них:
Бенд — не слишком сложная техника позволяющая брать дополнительные ноты, необходимые для типичного блюза и различных мелодий.
Оверблоу и овердро позволяют брать все промежуточные ноты, которые не достигаются напрямую и с помощью бенда и поэтому относятся к основным. Эти эффекты затруднены на некоторых моделях гармошек. Традиционно эффекты Оверблоу и овердро, массово используемые только с 90ых годов XX века, считаются сложными эффектами для продвинутых игроков и профи, хотя многие начинающие очень быстро овладевают этой техникой. Для традиционных стилей блюз-фолк-рок эти эффекты практически не нужны — большинство известных музыкантов их не использует.
Основные: слайд, трель и дроп-офф.
Кроме того важными эффектами являются: вибрато, тремоло, wah-wah, артикуляция.
Теоретически на одной гармошке в C можно играть во всех тональностях, используя игру в различных позициях. Позиция — это (очень упрощённо) набор нот, извлекаемый из гармошки, которые «походят» под ту или иную тональность.
Самая распространённая — вторая мажорная позиция для игры блюза. Чтобы сыграть во второй позиции в тональности E понадобится гармошка в А. Первая мажорная позиция, при которой звучит тональность соответствующая обозначению гармошки играется «довоенный блюз» и некоторые простые мелодии. В третьей минорной позиции играются минорные блюзы, для минорного блюза в тональности А-минор необходима G гармошка.
Позиция | Тоника | Гептатонический лад | Пентатонические лады | Название |
---|---|---|---|---|
0 | F | Лидийский | Major | |
1 | C | Ионийский (мажор) | Major, ritusen | Straight harp |
2 | G | Миксолидийский | Major, ritusen, suspended | Crossharp |
3 | D | Дорийский | Minor, ritusen, suspended | Slant harp |
4 | A | Эолийский (натуральный минор) | Minor, man gong, suspended | |
5 | E | Фригийский | Minor, man gong | |
6 | B | Локрийский | Man gong, blues |
Большинство исполнителей блюзовой губной гармошки играли именно блюз в различных его проявлениях, поэтому для этой статьи отобраны только самые самые известные музыканты. Исполнители в других жанрах, как правило, менее известны и представляют гораздо меньшую группу артистов.
Little Walter
Howlin' Wolf'
Big Walter Horton
Junior Wells
James Cotton
DeFord Bailey
Memphis Jug Band
Sonny Terry
Jerry Portnoy
Sugar Blue
Charlie Musselwhite
Kim Wilson
Slim Harpo
Adam Gussow
Jason Ricci
Carlos del Junco
Rod Piazza
William Clarke
John Popper
Richard «Magic Dick» Salwitz
Bruce Springsteen
Mick Jagger
Ховард Леви
Frédéric Yonnet
Brendan Power
Charlie McCoy
Jason Rosenblatt
Гармоники | |||
---|---|---|---|
Ручные |
Аккордеон • Баян • Бандонеон • Концертина
|
||
Ножные | |||
Губные |
Диатоническая (Блюзовая • Тремоло • Октавная) • Хроматическая • Оркестровые (Мелодическая • Басовая • Аккордовая) |
||
Другие виды | |||
См. также |
Блюзовая гармоника.