11-09-2023
Осип Максимович Бодянский | |
Гравюра Л.Серякова, 1878 год |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
местечко Варва, Лохвицкий уезд, Полтавская губерния, Российская империя |
Дата смерти: |
6 (18) сентября 1877 (68 лет) |
Место смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: | |
Альма-матер: | |
Научный руководитель: | |
Известные ученики: |
Александр Гильфердинг, |
О́сип (Ио́сиф) Макси́мович Бодя́нский (укр. О́сип (Іосип, Йосип) Макси́мович Бодя́нський[1]; 31 октября (12 ноября) 1808 (по другим данным 3 [15] ноября 1808[2]), м. Варва, Лохвицкий уезд, Полтавская губерния, Российская империя — 6 (18) сентября 1877[2], Москва, Российская империя) — русский и украинский[3][4][5][6][7][8] учёный: филолог, историк, археограф[9], один из первых славистов в России[2][10], писатель, переводчик, редактор, издатель древнерусских, древнеславянских литературных и исторических памятников[11], фольклорист, украинский поэт-романтик[12].
Содержание |
Осип Максимович Бодянский родился 12 ноября 1808 года в семье сельского священника[2][11][12].
Среднее образование Осип получил в Полтавской семинарии, находившейся в Переяславе, где освоил современные и старославянский языки, выучил сербский язык[12]. Большое впечатление на юношу произвёл сборник сербских песен Вука Караджича, под влиянием которого он начал собирать украинские песни[12]. Во время учёбы обнаружил в библиотеке Переяславского собора литературный памятник XVI века — «Пересопницкое Евангелие» (1556—1561 годов), которую передал в семинарскую библиотеку[12]. Позже её приобрела библиотека Полтавского исторического музея (в данный момент сохраняется в отделе рукописей Национальной библиотеки Украины имени В. Вернадского в Киеве)[12]. В настоящее время, на этом Евангелии, наряду с Конституцией, принимают присягу президенты Украины[13].
По окончании семинарского курса в 1831 году[11] и по увольнению из духовного ведомства[10] поступил в Московский университет, где окончил курс по словесному отделению философского факультета[9][11]. В университете Бодянский сближается с Николаем Станкевичем[2], участвует в философско-литературном кружке, основанном Станкевичем[11][12]. Работает под руководством профессоров Михаила Каченовского и Николая Надеждина[2]. Под влиянием Михаила Максимовича продолжает заниматься собранием и исследованием украинских песен[12].
В журнале «Московский наблюдатель» в 1831 году (в № 15—16) появляются первые печатные работы Бодянского [14].
В октябре 1832 года Бодянский знакомится с Николаем Гоголем. Между ними завязываются близкие дружественные отношения, поддерживаемые до самой смерти Николая Васильевича[15].
В 1833 году в «Молве» Надеждина опубликованы его ранние стихи на украинском языке. Они не отличались поэтическим совершенством и не принесли особой славы Бодянскому.
Под руководством Каченовского публикует свою первую научную работу — «О мнениях касательно происхождения Руси», в которой оспаривает гипотезу нормандского происхождения Руси, за которую получил степень кандидата словесных наук по окончании университета в 1834 году [2][12] (в 1835 году эта работа публикуется в «Сыне отечества и северном архиве»[12]).
В этом же году им опубликованы две рецензии в Телескопе и статья о произведениях Г. Ф. Квитки-Основьяненко в «Учёных записках Московского университета».
С ранних лет он был тесно связан с украинской культурой, для которой много сделал сам, собирая украинские песни, его собрание насчитывало около 8 тысяч песен. В 1835 году Бодянский публикует два сборника, посвящённые украинскому фольклору: «Малороссийские вирши» (под псевдонимом Бода-Варвынец) и сборник украинских народных сказок в собственном поэтическом переложении «Наськы украиньскы казкы» (под псевдонимом Запорозьця Иська Матырынки)[15][16]. В этом же году Бодянский оставляет занятия художественной литературой и концентрируется исключительно на научных трудах.
На протяжении 1835—1837 годов Бодянский преподаёт латынь и историю[9] во Второй Московской гимназии[12].
Защитив магистерскую диссертацию «О народной поэзии славянских племён», он стал в 1837 году первым в России магистром словесных наук[2][12] (славянских наречий)[9][11]. Диссертация была переведена на чешский, сербский, немецкий и итальянский языки[12].
С 1837 года член Московского общества истории и древностей (ОИДР)[11][12].
После этого Бодянский отправился в научную командировку за границу для подготовки к профессорскому званию[9] и провёл 1837—1842 годы в основном в славянских территориях тогдашних Пруссии, Австрии, а также в Италии, много времени работал в Вене, Будапеште и Праге[15]. В поездке занимался исследованиями как в светских, так и в монастырских собраниях[15]. Устанавливает личные контакты с современными деятелями славянской науки и культуры (Людевитом Гаем, Вацлавом Ганкой, Вуком Караджичем, Ернеем Копитаром, Яном Колларом, Й. Юнгманом и другими)[15].
За границей в Праге по рекомендации М. П. Погодина Бодянский знакомится с П. Й. Шафариком, работает под его руководством[2]. Возвратившись в Россию, публикует сочинения Шафарика в собственном переводе на русский язык[15].
Отчёт о зарубежной поездке был оформлен в «Донесении г. министру народного просвещения магистра Московского университета Иосифа Бодянского из Праги» (Журнал министерства народного просвещения, 1838. Т. 18. С. 392—404), а также нашёл отражение в статье «О древнейшем свидетельстве, что церковно-книжный язык есть славяно-булгарский» (Там же. 1843. Т. 38. С. 130—168), приложение которой содержало найденный Бодянским во Вроцлаве список XVI в. Сказания Храбра Черноризца[15].
Во время пребывания за рубежом Бодянский собрал значительную библиотеку изданий XIII—XIX веков, насчитывающую почти 3 тысячи книг. В частности она содержала труды чешского учёного Йосефа Добровского, словацкого филолога Антона Бернолака, сербского лингвиста Вука Караджича, а также словари, хрестоматии, буквари славянских языков, сборники, периодические издания, сочинения по истории, географии и славянографии[12]. В 1843 году часть этой библиотеки была приобретена Московским университетом и в настоящее время хранится в её фондах[17]. Издан каталог этой коллекции - Славянская учебная библиотека О.М. Бодянского: Кат./ Сост. Л.Ю.Аристова. М.: Издательство МГУ, 2000. 336 с.
По возвращении в 1842 году в Москву занял кафедру истории и литературы славянских наречий в Московском университете[2][9]. Становится экстраординарным профессором Московского университета, а с 1847 года — ординарный профессор[11]. Ещё до отъезда за границу Бодянский занимался преподаванием латыни. Овладев за границей чешским, польским и словацким языками, он преподавал их по возвращении на родину студентам Московского университета[11][12], дополняя практические занятия изучением общей истории славянских народов, славянской археологии (курс «Славянские древности»).
В 1844 году Бодянский познакомился с Тарасом Шевченко[15]. В последующем Осип Максимович поддерживал Тараса Григорьевича и выскоко ценил его творчество, защищая в том числе и перед Гоголем.
С 1845 года становится секретарём Императорского общества истории и древностей Российских при Московском университе[9][12]. В этом звании издавал (1846—1848 и 1858—1877) «Чтения» этого общества, которые под его редакцией стали изданием периодическим, оказавшим существенное влияние на российское историческое языкознание.
В 23-х книгах «Чтений», изданных им с 1846 по 1848 годы, Бодянский опубликовал много древних памятников русской и славянской письменности, это «Прение митрополита Даниила с Максимом Греком», «Прение Даниила со старцем Вассианом», «Грамматическое исследование русского языка» Юрия Крижанича, «Летопись Пустынского монастыря», а также много своих оригинальных и переводных статей.
В июньской книге «Чтений» 1848 года Бодянский напечатал перевод сочинения английского посла в Москве Джильса Флетчера «О государстве русском» (1591) в котором рассказывалось о России конца XVI века времён Ивана IV Грозного[9][11][12]. Император Николай I усмотрел в этой книге «оскорбительные для России, русских монархов и русской церкви отзывы», за что он распорядился устранить Бодянского от секретарских обязанностей[11]. Учёный должен был покинуть Москву и отправиться преподавать в Казанский университет (1848). Издание «Чтений» было также прекращено. Но Бодянский отказался от переезда в Казань, его нежелание занять это место стало причиной увольнения его в отставку 2 января 1849 года[10].
Спустя почти год — 22 декабря[10] 1849 году Бодянский был вновь определён в прежнем звании в Московский университет на профессуре[9][12]. В эти годы он сближается с кругом московских славянофилов и с С. Т. Аксаковым, многие интересы объединяют его со своими земляками: Н. В. Гоголем, Т. Г. Шевченко и М. А. Максимовичем.
После своего отстранения и до 1855 года Бодянский ничего не издавал, сосредоточившись на профессуре[10], и лишь в этом году вышла его докторская диссертация «О времени происхождения славянских письмён»[2][9][12], которая до сих пор сохранила значение справочного издания[2].
В 1854 году Бодянский становится членом-корреспондентом Петербургской Академии наук[11][12].
В 1857 году он выступает со статьями в славянофильской газете братьев Аксаковых «Молва»[11].
С 1858 года он снова был избран секретарём Московского общества истории и древностей[14][18] и редактором «Чтений ОИДР»[11]. В них по-прежнему печаталось много материалов и исследований по русской истории, например, «Житие Бориса и Глеба»[11], «Житие Феодосия Печерского»[11], материалы о деятельности Кирилла и Мефодия[11], «Собрание великорусских песен» И. В. Киреевского.
С 1859 года до перехода к М. Н. Каткову в 1861 году Бодянский заведовал также типографией Московского университета[11].
В 1864 году совершил вторичную поездку за рубеж, во время которой побывал в Дубровнике, Праге, Вене, Баутцене[12]. В это время в «Чтениях общества истории и древностей Российских» были напечатаны первоисточники XVII—XVIII вв., относящиеся к истории южной России и Малороссии (Густынская летопись, «Летописное повествование о Малой России» А. Ригельмана, «История о донских казаках» и многое другое).
В 1868 году профессорская деятельность Бодянского была прекращена[11]. Причиной этому стали выступления Бодянского в защиту университетского Устава 1863 года и университетской автономии, направленные против Михаила Каткова и Павла Леонтьева. Учёный вышел на пенсию в звании заслуженного профессора[12].
Оставив кафедру, Бодянский продолжает научную работу, собирает и издаёт памятники славянской письменности («Кирилл и Мефодий. Собрание памятников, до деятельности святых первоучителей и просветителей славянских племен относящихся», т. 1—2, 1863—66; «Паннонское житие Кирилла. Списки 13—16», 1873; и другие)[9].
«Не много, — говорит И. И. Срезневский, — было у нас таких самоотверженных деятелей, каким был Бодянский; нельзя не признавать его заслуг, как заслуг важных, достойных благодарности общей».
К числу прочих его заслуг следует признать налаживание связей русских славистов с западнославянскими славистами (Ф. Палацкий, Л. Суровецкий, Шафарик) и деятелями культуры (Л. Гай, В. Ганка, Вук Караджич, Е. Копитар, Я. Коллар, Й. Юнгман).
К числу недостатков Бодянского следует отнести недостаточно выверенное отношение к публикуемым текстам, так он стал инициатором издания несомненной исторической фальсификации под названием «История русов». Её автором необоснованно считался архиепископ святитель Георгий (Конисский).
Бодянский был членом Общества истории и древностей югославян в Загребе (1850)[12], Общества сербской словесности (1855)[12], Общества любителей Российской словесности (1858).
Умер Бодянский в Москве, 18 сентября 1877 года[10] и похоронен в Новодевичьем московском женском монастыре рядом с Дювернуа, Погодиным, Буслаевым и другими коллегами.
Бодянский является основателем сравнительного изучения украинского и других славянских языков. В его произведениях приводится обоснование самобытности украинского языка, исследуется его история, фонетика и грамматика. Бодянский отстаивал фонетические принципы построения украинского правописания, ратовал за нормализацию украинского литературного языка на основе полтавского диалекта.[19]
В своей литературной и научной деятельности Бодянский использовал следующие псевдонимы[23]:
|
|
|
|
«Библиографические записки», 1892 г. Переписка И. И. Срезневского и О. М. Бодянского
|
Бодянский, Осип Максимович.