Больша́я Морска́я улица — улица в историческом центре Санкт-Петербурга. До революции 1917 года — одна из главных фешенебельных улиц Петербурга.
Проходит от Дворцовой площади до пересечения Мойки и Крюкова канала. Прежние названия — Большая Гостиная, Бриллиантовая, Морская, улица Герцена. Историческое название (Большая Морская улица) было восстановлено в 1993 году.
1703 год — с началом существования Санкт-Петербурга возникает Большая и Малая Морские улицы, направление которых шло вдоль реки Мойки. Сразу же после создания улицы она стала густонаселённой — здесь селились моряки и работники Адмиралтейства, поэтому «Морское» название улицы быстро закрепилось. Здесь жили представители среднего класса, более обеспеченные граждане селились в районе Миллионной улицы. Улица была застроена деревянными одноэтажными домиками и мазанками с палисадниками.
1719 год — архитектор Н. Ф. Гербель осуществил выправку направления Большой Морской улицы.
1736—1737 годы — пожары уничтожили практически всю первоначальную застройку этого района. Большую Морскую улицу переименовали в Большую Гостиную и начали строить в этом месте торговые ряды.
1740-е годы — построено первое каменное здание на участке дома № 27.
1767 год — разобран временный Зимний дворец. После этого Большая Морская улица вновь получила выход на Невский проспект.
Вторая половина XVIII века — часть Большой Морской за Исаакиевской площадью назвали Малой Морской улицей, а современную Малую Морскую — Новоисаакиевской.
По мере роста города район становится всё более дорогим. На Большой Морской улице селятся банкиры, купцы, другие богатые люди, поэтому здесь открываются ювелирные мастерские и другие магазины, где можно было приобрести предметы роскоши. Вскоре улица приобретает неофициальное название — Бриллиантовая.
1862—1865 годы — на месте дома № 58 была построена Немецко-Реформатская церковь.
Дом № 2 — Министерство Иностранных дел — Министерство финансов; 1819—1829; арх. К. И. Росси, стиль: Классицизм; здания многих банков располагались по соседству с надзорным органом.
Дом № 14 / Невский проспект, 15 — Дом Чичерина (кинотеатр «Баррикада») — памятник архитектуры федерального значения. Расположенный в этом здании в советское время кинотеатр не прекращал работу в годы блокады. Осенью 2006 года было объявлено, что здание подлежит реконструкции. Оно было отгорожено забором и полностью закрыто щитами. В июне 2007 года стало известно, что памятник практически уничтожен: полностью разрушен корпус XVIII века (одна из старейших построек на Невском) и уникальные интерьеры, прорублен сквозной проезд с Мойки на Большую Морскую[2][3][4].
Дом № 16 / Кирпичный переулок, 8 — известен тем, что здесь находился «Магазин платья и белья Флорана», где в 1875 году впервые было применено освещение электрическими лампочками. Позже в этом здании с 1887 по 1910 годы находился знаменитый ресторан «Кюба́» («Restaurant de Paris», «Café de Paris»), часто упоминаемый в произведениях В. М. Дорошевича, А. В. Амфитеатрова и других писателей конца XIX — начала XX веков[5].
Санкт-Петербургский музей В. В. Набокова. Музей размещается в доме, который принадлежал семье Набоковых с 1897 года. Владимир Набоков родился здесь в 1899 году и провёл в этом доме первые 18 лет своей жизни
Дом № 18 — Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна.
Дом № 19 — дом Г. Ф. Эйлерса. Здесь жил декабрист П. Н. Свистунов. Это последний петербургский адрес А. А. Бетанкура — он жил здесь в 1824 году, когда владельцы, Свистуновы, были в Москве.
Дом № 24 — здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже. 1899—1900. Архитектор К. К. Шмидт.
Дом № 35 — Доходный дом страхового общества «Россия» (1905—1907, архитектор В. В. Ильяшев, инженер А. А. Гимпель). На первом этаже располагались магазины, в частности — «Рояли и пианино Я. Беккера»; здесь жил А. В. Руманов.
Дом № 36 — в дореволюционном Санкт — Петербурге располагался художественный салон (мастерская). Владелец Joseph Fietta. В салоне выставлялись на продажу картины известных мастеров (Шишкин, Бенуа и др.), офорты, эстампы и т. д.
Дом № 54 — дом Квасова (почти полностью снесён в 2000-е годы).
Дом № 55 — в 1849—1879 годах принадлежал младшему сыну Н. М. Карамзина, Владимиру; в 1849-1850 гг. был частично перестроен архитектором Г. Э. Боссе. Здесь появился один из первых в Петербурге телефонов, когда дом занимала семья генерала Н. А. Безака — директора Телеграфного департамента Министерства внутренних дел. Последней частной владелицей дома до революции 1917 года была потомственная почётная гражданка Любовь Николаевна Коровина. Для неё архитектор Н. Д. Прокофьев изменил отделку интерьеров: библиотека была оформлена в помпейском стиле, гостиная — в стиле Людовика XVI, будуар — в мавританском, столовая — в стиле модерн; элементы созданной тогда отделки сохраняются до сих пор. После октября 1917 года дом занял суд Адмиралтейской части.
Дом № 58 — здание бывшей кирхи (Дом культуры и техники работников связи). В 1862—1865 на этом месте по проекту архитектора Г. А. Боссе была построена реформатская церквь (руководил строительством Д. И. Гримм); восстановление кирхи в 1872 году осуществлял архитектор К. К. Рахау. В 1930-е годы здание было перестроено для Дома культуры архитекторами П. М. Гринбергом и Г. С. Райцем[6].
1884 год — первые электрические фонари. Электрические лампы получали питание от электростанции, смонтированной на барже, стоявшей на Мойке ниже Полицейского моста.
На фасаде дома № 2 по настоянию Д. И. Менделеева были установлены первые в городе электрические часы («часы Менделеева»).
Литература
Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 91—92. — 511 с.
Александровская линия •Большая линия •Воронинский •Воскресенский •Графский •Еленинский •Инструментальная линия •Курятная линия •Мариинский •Михайловский •Москательная линия •Степановский •Суконная линия •Фруктовая линия •Чернышёвский •Ягодный