Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Бомбардировка Токио 10 марта 1945 года

19-10-2023

Бомбардировка Токио — бомбардировка японской столицы, проведённая Военно-воздушными силами США 10 марта 1945 года. В авианалёте участвовало 334 стратегических бомбардировщика B-29, каждый из которых сбросил несколько тонн зажигательных бомб и напалма. В результате образовавшегося огненного смерча пожары быстро распространились в жилых кварталах, застроенных деревянными зданиями. Погибло не менее 80 тысяч жителей, более вероятное число погибших — свыше 100 тысяч человек. Было потеряно 14 бомбардировщиков.

Содержание

Предшествующие авианалёты

Первый авианалёт (т. н. «Рейд Дулиттла»[1]; Doolittle Raid) на Японию состоялся 18 апреля 1942 года, когда 16 самолётов B-25 Mitchell, поднявшихся с авианосца USS «Hornet», атаковали Иокогаму и Токио. После атаки самолёты должны были приземлиться на аэродромах в Китае, однако ни один из них не долетел до места посадки. Все они разбились или затонули (за исключением одного, который приземлился на территории СССР и экипаж которого был интернирован). Экипажи двух машин были взяты в плен японскими войсками.

Для бомбардировок Японии применялись преимущественно самолёты B-29 с дальностью полёта около 6 000 км (3 250 миль), самолёты этого типа сбросили 90 % всех бомб на Японию.

15 июня 1944 года в рамках операции Matterhorn из китайского города Чэнду вылетело 68 бомбардировщиков B-29, которым пришлось пролететь 2 400 км. Из них долетело до цели только 47 самолётов. 24 ноября 1944 года 88 самолётов бомбили Токио. Бомбы сбрасывались с высоты 10 км (24 000 футов), и только десятая часть из них поразила намеченные цели.

Авианалёты с территории Китая были малоэффективны из-за того, что самолётам приходилось преодолевать большое расстояние. Чтобы долететь до Японии, в бомбовые отсеки устанавливали дополнительные топливные баки, сокращая при этом груз бомб. Однако после захвата Марианских островов и переноса авиабаз на Гуам, Сайпан и Тиниан самолёты могли вылетать с увеличенным запасом бомб.

Погодные условия затрудняли проведение дневного прицельного бомбометания, из-за наличия высотного струйного течения над Японией сбрасываемые бомбы отклонялись от траектории. Кроме того, в отличие от Германии с её крупными индустриальными комплексами, две трети японских промышленных предприятий располагались в небольших зданиях, с числом рабочих менее 30 человек[2].

Генерал Кёртис Лемэй решил применить новую тактику, которая заключалась в проведении массированных ночных бомбардировок японских городов с пригородами зажигательными бомбами с низкой высоты (1,5-2 км). Воздушная кампания, основанная на такой тактике, началась в марте 1945 года и продолжалась до конца войны. Её целями стали 66 японских городов, которые подверглись сильным разрушениям[3].

Бомбардировки

Горящий Токио. 26 мая 1945 года

В Японии данная тактика впервые была использована 3 февраля 1945 года, когда авиация сбросила зажигательные бомбы на Кобе, достигнув при этом успеха. Японские города оказались уязвимы для подобных атак: большое число деревянных домов без противопожарных разрывов в застройке способствовали быстрому распространению пожаров. С бомбардировщиков было демонтировано защитное вооружение и часть брони, чтобы увеличить грузоподъёмность, которая возросла с 2,6 тонн в марте до 7,3 тонн в августе. Самолёты летели тремя линиями и сбрасывали напалм и зажигательные бомбы через каждые 15 метров. При увеличении дистанции до 30 метров тактика становилась неэффективной.

23 февраля 1945 года такой способ был применён во время бомбардировки Токио. 174 бомбардировщика B-29 разрушили около 2,56 кв.км. площади города. Чтобы закрепить успех, ночью с 9 на 10 марта с Марианских островов вылетело 334 бомбардировщика. После двухчасовой бомбардировки в городе образовался огненный смерч, подобный тому, что был во время бомбардировки Дрездена. В огне был уничтожен 41 кв.км. площади города, сгорело 330 тысяч домов, было разрушено 40 % всего жилого фонда. Температура была настолько высокой, что на людях загоралась одежда. В результате пожаров погибло не менее 80 тысяч человек, вероятнее всего более 100 тысяч человек. 26 мая состоялся третий налёт.

Оценка

Необходимость бомбардировки Токио оценивается неоднозначно и вызывает споры в кругах историков. Генерал Кёртис Лемэй (англ.)русск. позже заявил: «Думаю, если бы мы проиграли войну, то меня судили бы как военного преступника»[4]. Однако он считает, что бомбардировки спасли много жизней, подтолкнув Японию к капитуляции. Он также полагает, что в случае продолжения бомбардировок наземное вторжение уже не потребовалось бы, так как к тому времени Японии был бы нанесён огромный ущерб. Историк Цуёси Хасэгава в работе Racing the Enemy (Cambridge: Harvard UP, 2005) утверждает, что главной причиной капитуляции стали не атомные удары и не бомбардировки зажигательными снарядами японских городов, а нападение СССР, расторгнувшего пакт о нейтралитете между СССР и Японией и боязнь советского вторжения.

В Токио имеется мемориальный комплекс, посвящённый бомбардировке, музей, а также несколько памятников. Ежегодно в выставочных залах проводятся фотовыставки. В 2005 году прошла церемония в память о погибших, где присутствовали две тысячи человек, бывших свидетелями бомбардировки, и принц Акисино — внук императора Хирохито[5].

См. также

Примечания

  1. Г. Роберт Бессет. Рейд Дулиттла // Вестник, № 11(192). 26 мая 1998
  2. John Toland, The Rising Sun: The Decline and Fall of the Japanese Empire 1936—1945, Random House, 1970, p. 671.
  3. The B-29 Strategic Air Campaign against Japan, by Col. Henry C. Huglin, 9th BG. 9th Bomb Group.
  4. Victor Davis Hanson. The Soul Of Battle
  5. Токио отмечает 60-летие бомбардировки // Русская служба Би-би-си, 10 марта 2005

Источники

  • Coffey Thomas M. Iron Eagle: The Turbulent Life of General Curtis LeMay. — Random House Value Publishing, 1987. — ISBN ISBN 0-517-55188-8
  • Crane Conrad C. The cigar that brought the fire wind: Curtis LeMay and the strategic bombing of Japan. — JGSDF-U.S. Army Military History Exchange, 1994. — ISBN ASIN B0006PGEIQ
  • Frank Richard B. Downfall: The End of the Imperial Japanese Empire. — Penguin, 2001. — ISBN ISBN 0-14-100146-1
  • Grayling A. C. Among the Dead Cities. — New York: Walker Publishing Company Inc., 2006. — ISBN ISBN 0-8027-1471-4
  • Greer Ron Fire from the Sky: A Diary Over Japan. — Jacksonville, Arkansas, U.S.A.: Greer Publishing, 2005. — ISBN ISBN 0-9768712-0-3
  • Guillian Robert I Saw Tokyo Burning: An Eyewitness Narrative from Pearl Harbor to Hiroshima. — Jove Pubns, 1982. — ISBN ISBN 0-86721-223-3
  • Lemay Curtis E. Superfortress: The Story of the B-29 and American Air Power. — McGraw-Hill Companies, 1988. — ISBN ISBN 0-07-037164-4
  • McGowen Tom Air Raid!:The Bombing Campaign. — Brookfield, Connecticut, U.S.A.: Twenty-First Century Books, 2001. — ISBN ISBN 0-7613-1810-0
  • Shannon Donald H. United States air strategy and doctrine as employed in the strategic bombing of Japan. — U.S. Air University, Air War College, 1976. — ISBN ASIN B0006WCQ86
  • Smith Jim The Last Mission: The Secret History of World War II's Final Battle. — Broadway, 2002. — ISBN ISBN 0-7679-0778-7
  • Werrell Kenneth P. Blankets of Fire. — Smithsonian, 1998. — ISBN ISBN 1-56098-871-1

Ссылки

  • 67 японских городов, подвергшихся бомбардировкам во время Второй мировой войны (англ.)
  • Авианалёт B29 на японские города (фотогалерея) (англ.)
  • Военно-воздушные силы США во время Второй мировой войны (англ.)
  • Barrell, Tony Tokyo's Burning. ABC Online. Australian Broadcasting Corporation (1997).(недоступная ссылка — история) Проверено 3 ноября 2006.
  • Craven, Wesley Frank; James Lea Cate Vol. V: The Pacific: MATTERHORN to Nagasaki, June 1944 to August 1945. The Army Air Forces in World War II. U.S. Office of Air Force History. Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012. Проверено 12 декабря 2006.
  • Hansell, Jr., Haywood S. The Strategic Air War Against Germany and Japan: A Memoir. Project Warrior Studies. U.S. Office of Air Force History (1986). Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012. Проверено 12 декабря 2006.


Бомбардировка Токио 10 марта 1945 года.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06