Брайан Джон Питер Фернихоу (англ. Brian John Peter Ferneyhough , род. 16 января 1943 , Ковентри ) — английский композитор и педагог. Представитель и лидер академического музыкального направления новая сложность (new complexity ).
Биография и творчество
Учился в Бирмингемской музыкальной школе (1961 —1963 ) и Королевской академии музыки в Лондоне (1966 —1967 ). В 1968 году получил премию Мендельсона , что дало возможность продолжить учёбу в Амстердаме (Тон де Лейв ) и Базеле (Клаус Хубер ). Позднее преподавал во Фрайбурге , Милане , Гааге , Сан-Диего , Стэнфорде . Активный участник Дармштадтских летних курсов Новой музыки.
Музыка Фернихоу принадлежит к направлению так называемой новой сложности . Его сочинения, требующие крайней ответственности от исполнителей, входят в репертуар крупнейших современных ансамблей и исполнителей (Квартет Ардитти , Пьер-Ив Арто и др.).
Опера «Тёмное время» посвящена жизни и гибели Вальтера Беньямина , ее премьера с успехом прошла в 2004 году в Мюнхене .
Музыкальные сочинения
Четыре миниатюры для флейты и фортепиано (1965 )
Колоратура (Coloratura) для гобоя и фортепиано (1966 )
Эпиграммы (Epigrams) для фортепиано (1966 )
Соната для двух фортепиано (1966 )
Prometheus (1966 —1967 )
Сонаты для струнного квартета (1967 )
Эпицикл (Epicycle) для двадцати струнных (1968 )
Missa brevis для двадцати голосов (1969 )
Похороны I и II (Funérailles I and II) для ансамбля (1969 —1980 )
Песнь грёз Кассандры (Cassandra’s Dream Song) для флейты соло (1970 )
Семь звёзд (Sieben Sterne) для органа (1970 )
Огненный цикл Бета (Firecycle Beta for) Two Pianos and Orchestra with amplification for chamber groups (1969 —1971 )
Этюды времени и движения I (Time and Motion Study I) для бас-кларнета соло (1971 —1977 )
Этюды времени и движения II (Time and Motion Study II) для виолончели и электроники (1973 —1976 )
Оболочка единства (Unity Capsule) для флейты соло (1973 —1976 )
Второй струнный квартет (1979 —1980 )
Lemma-Icon-Epigram для фортепиано (1981 )
Надпись (Superscriptio) для флейты (1981 )
Фантазии на тему темниц I (Carceri d’Invenzione I) для камерного ансамбля из 16-ти исполнителей (1982 )
Трансцендентные этюды/Интермедия II (Etudes Transcendantales/Intermedio II) для сопрано и камерного ансамбля (1982 —1985 )
Adagissimo для струнного квартета (1983 )
Фантазии на тему темниц IIb (Carceri d’Invenzione IIb) для флейты соло (1984 )
Фантазии на тему темниц II (Carceri d’Invenzione II) для флейты и оркестра (1985 )
Фантазии на тему темниц III (Carceri d’Invenzione III) для ансамбля (1986 )
Мнемозина (Mnemosyne 7) для басовой флейты и магнитофонной ленты (1986 )
Интермедия в духе Чаконы (Intermedio alla Ciacconaдля скрипки соло (1986 )
Короткие тени II (Kurze Schatten II) для гитары соло (1983 —1989 )
Падение Икара (La chute d’Icare) для кларнета и камерного оркестра (1988 )
Триптих для Гертруды Штайн (Trittico per G.S.) для контрабаса соло (1989 )
Третий струнный квартет (1989 —1990 )
Четвёртый струнный квартет для струнного квартета и сопрано (1989 —1990 , на тексты Эзры Паунда )
Костяной алфавит (Bone Alphabet) для ударных (1991 )
Территория (Terrain) для скрипки и камерного ансамбля (1991 -1992 )
On Stellar Magnitudes для меццо-сопрано и ансамбля (1994 )
Струнное трио (1995 )
Алгебра (Allgebrah) для ансамбля (1996 —1997 )
Incipits для альта соло и ансамбля (1996 )
Flurries для ансамбля (1997 )
Opus Contra Naturam три пьесы для фортепиано (1998 —1999 )
Невидимые краски (Unsichtbare Farben) для скрипки соло (1999 )
In Nomine à 3 для флейты-пикколо, гобоя и кларнета (2001 )
Two Marian Motets для 2-х сопрано соло и хора (1966/2002)
Les Froissements des Ailes de Gabriel для гитары и камерного ансамбля (2003 )
no time (at all) для двух гитар (2004 )
Тёмное время (Shadowtime) опера (2004 )
O Lux для десяти инструментов (2005 )
Пятый струнный квартет (2003 -2006 )
Dum Transisset для струнного квартета (2006 )
Внезапность (Plötzlichkeit) для сопрано, меццо-сопрано, альта и большого оркестра (2006 )
Exordium для струнного квартета (2008 )
Chronos - Aion для ансамбля (2008 )
Шестой струнный квартет (2010 )
Статьи о музыке
The Collected Writings of Brian Ferneyhough/ James Boros, Richard Toop, eds. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1995
Признание
Премия «Гаудеамус» (1968 —1970 ), премия Кусевицкого (1978 ), Премия Эрнста Сименса (2007 ) и др. Кавалер французского Ордена искусств и литературы , член Берлинской художественной академии (1996 ).
Литература о Б. Фернихоу
на русском языке
Смирнов Д.Н. Преодолевая границы // Музыкальная академия. – 1996. – №2. с.202-208
Хемминг Я. В звуковых лабиринтах // Музыкальная академия. – 1996. – №2. с.209-212
на иностранных языках
Cavalotti P. Differenzen: poststrukturalistische Aspekte in der Musik der 1980er Jahre am Beispiel von Helmut Lachenmann, Brian Ferneyhough und Gérard Grisey. Schliengen : Edition Argus, 2006
Feisst S. Brian Ferneyhough. New York: C.F. Peters, 2000
Szendy P. Brian Ferneyhough. Paris; Montrèal: Harmattan; Paris: Centre Ircam-Centre Georges-Pompidou, 1999.
Ссылки
Ferneyhough, Brian. BIOGRAPHY (англ.)
Brian Ferneyhough. Biographie (фр.)