23-10-2023
Бронева́я дрези́на (Бронедрезина) — железнодорожная боевая машина, бронированная железнодорожная моторизованная дрезина (мотодрезина).
Предназначается для произведения разведки и охранения вдоль железнодорожного пути, а в некоторых случаях — и для выполнения самостоятельных боевых задач[1][2][3].
Экипаж бронедрезины, как правило, составляли 3 — 5 человек[2]. Вооружение — пулемётное либо пулемётно-пушечное, установленное в броневых листах корпуса и/или в одной либо, реже, нескольких башнях[1][2]; помимо этого, машины оснащались средствами связи, пожаротушения и жизнеобеспечения[2]. В зависимости от состава вооружения бронедрезины классифицировались как лёгкие и тяжёлые[1][2].
Бронедрезины широко применялись на железных дорогах в первой половине XX века, впоследствии полностью выйдя из употребления[1][2][3]. Вооружённые ими подразделения организационно входили в состав дивизионов бронепоездов[2], входивших в состав бронетанковых войск РККА.
В железнодорожных войсках ВС СССР на вооружении, для использования в качестве броневых дрезин, состояли БТР-40жд и БТР-152жд, оборудованные специальными приспособлениями для движения по железнодорожному пути.
В железнодорожных войсках ВС России на вооружении, для использования в качестве броневых дрезин, состоят БТР-40жд, БТР-152жд и специальный броневой автомобиль марки УрАл, оборудованные специальными приспособлениями для движения по железнодорожному пути.
Незадолго до падения апартеида в ЮАР для нужд полиции была создана современная бронедрезина, представляющая собой железнодорожный аналог бронемашин с повышенной миноустойчивостью[4].
Это заготовка статьи о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Броневая дрезина.