26-05-2023
Бульвар дю Тампль (фр. Boulevard du Temple) — бульвар в Париже между 3-им и 11-м округами, который простирается от площади Республики до площади Падлу. В XVIII веке здесь зародился бульварный жанр. Эти бульварные театры стали образцом для Венского пригородного театра и театра в Берлине.
Содержание |
Своё название бульвар получил от средневековой крепости Тампль, построенной тамплиерами, в те времена еще за пределами Парижа.
Бульвар находится на месте городской стены, сооружённой при Карле V и простоявшей до времён Людовика XIV. Сам бульвар с высаженными вдоль деревьями был проложен в 1656 — 1705 годах.
Во время Французской революции заведения на бульваре дю Тампль потихоньку вытеснили парижский ярмарочный театр, пользовавшийся в те времена успехом. После пожара на ярмарке Сен-Жермен в 1762 году, некоторые театры и кафе переехали в здания на бульваре. В 1782 году наставник мадам Тюссо Филипп Куртиус представил здесь свою вторую выставку. С 1791 года театры получили все большее распространение. Театры располагались на северо-восточной стороне бульвара. Единственный театр на противоположной стороне — Théâtre Déjazet — является также единственным из сохранившихся театров.
За счёт большого количества идущих на сценах театров криминальных драм, бульвар был прозван Криминальным бульваром (Boulevard du Crime). В первой половине XIX века самым популярным автором и режиссером был родоначальник сценической мелодрамы Пиксерекур, прозванный «Корнелем бульваров». Также пользовались спросом комические пантомимы и феерии. В 1819 году на сцене театра Фюнамбюль мим Жан-Батист Дебюро создал поэтический образ несчастного влюблённого Пьеро.
В 1835 году во время покушения Фиески на короля Луи-Филиппа I при помощи «адской машины» пострадало большое количество людей, находившихся в это время на бульваре дю Тампль.
В 1838 году на бульваре дю Тампль была сделана одна из первых фотографии и самая старая фотография с изображением человека. На данной дагеротипии бульвар выглядит пустынным, однако это связано с выдержкой длительностью более 10 минут, в течение которой пешеходы и транспорт исчезли из вида, и лишь один человек, остановившийся у чистильщика обуви, остался в кадре.
Во время градостроительных работ под руководством барона Османа во второй половине XIX века, часть квартала Маре подверглась перепланировке. При этом пострадал и бульвар дю Тампль — большая часть театров была снесена в 1862 году для расширения площади Республики.
Реконструкцию бульвара первой половины XIX века можно увидеть в фильме Марселя Карне «Дети Райка» (1945).
Бульвар дю Тампль.