22-10-2023
Зденек Буриан | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Копршивница, Чехия, Австро-Венгрия |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Жанр: |
анималист, портретист, пейзажист, художник-реконструктор, иллюстратор |
Учёба: |
Пражская академия живописи |
Стиль: |
академизм |
Работы на Викискладе |
Зде́нек Бу́риан (чеш. Zdeněk Burian; 11 февраля 1905 — 1 июля 1981) — чешский художник, иллюстратор и реконструктор. Широко известен множеством работ палеонтологической тематики, воспроизводящих ландшафты доисторических эпох, ископаемых животных и древних людей. По всей видимости являлся самым цитируемым художником-реконструктором XX века.
Отличительной чертой работ З. Буриана являлся высочайший профессионализм художника, сплав классической живописи, тонкое чувство детали, ее изобразительной функциональности, и точных, достоверных, с позиций современной ему науки, реконструкций живых существ и ландшафтов. Работы художника далеко выходили за рамки утилитарной области иллюстрации научной, научно-популярной и приключенческой литературы и являлись самоценными живописными произведениями. Благодаря уникальному для своей профессиональной области стилю и качеству исполнения — многие произведения Зденека Буриана создали и на долгие годы стали архетипами реконструируемых существ. Большая часть работ художника не утратила актуальности до наших дней.
Содержание |
Зденек Буриан родился 11 февраля 1905 года в Копршивнице. С детства проявил интерес к рисованию и живописи. Круг творческих интересов юного З. Буриана с самого начала очерчен очень четко: люди и природа. Этому способствовал его интерес к этнографии и географии, увлечение приключенческой литературой. Уже в ранних рисунках Зденек старался добиваться максимального сходства изображения с оригиналом, проводил много времени на природе, делая зарисовки людей, животных и элементов пейзажа с натуры.
Способности будущего художника не остались незамеченными, мать Гермина сумела убедила отца Эдуарда разрешить Зденеку обучаться рисованию. В 1919 году мать отвезла Зденека в Прагу, на экзамены в Академию изобразительных искусств. Экзамены принимали знаменитые художники — Макс Швабинский, Якуб Обровский (Jakub Obrovský), Войцех Гинайс и Влахо Буковац. Они были поражены талантом Зденека и единогласно решили зачислить его сразу на второй курс Академии, в класс профессора Якуба Обровского.
Первой успешной работой для 16-летнего художника стало иллюстрирование книги Роберта Стивенсона «Приключения Дэвида Бальфура».
На протяжении последующих 10 лет З. Буриан оттачивает свой талант графика и живописца. В его книжных иллюстрациях преобладают рисунки пером и тушью, в которых он демонстрирует по крайней мере два совершенно оригинальных технических приема. Также широко представлен рисунок гуашью, доведенный им до абсолютного художественного и технического совершенства. В самой сложной области живописи — масляной — у Буриана поражает прежде всего чистота письма, колористическое и графическое решения, в которых также заметен ряд совершенно индивидуальных приемов, которым пытаются подражать в тридцатые и сороковые годы некоторые другие живописцы и графики.
К концу 20-х — началу 30-х годов высокий профессионализм и качество работ сделали З. Буриана самым популярным иллюстратором приключенческой литературы и книг о путешествиях, издаваемых в Чехии.
Активно работая в области живописи и графики З. Буриан продолжает также пополнять и свои знания в области этнографии и географии, других естественных науках. Художник приближается к той теме, которая станет основной в его дальнейшей жизни.
Первый период творчества Зденека Буриана охватывает всю его деятельность примерно по 1940 год. Для него характерен изначальный интерес художника к географии, этнографии, антропологии. Вершиной этого периода является цикл живописных полотен «Земля и люди», который состоит из 40 картин, изображающих, во-первых, пейзажи различных конитентов, во-вторых, — портреты представителей различных современных антропологических типов обитателей Земли. Этот цикл создавался в сотрудничестве с издававшимся в те годы журналом «По белу свету». Судьба большинства картин этого цикла неизвестна, некоторые находятся в частных коллекциях.
Другой важной составляющей этого периода является состоявшееся в 1935 году знакомство и начало сотрудничества с Йозефом Аугустой, вначале доцентом, а позднее — профессором палеонтологии Пражского университета.
Профессор Аугуста был знаком с иллюстрациями Буриана к рассказу Эдуарада Шторха «Охотники на оленей и мамонтов», который вышел в 1932 году в серии издателя Вилимека «Маленьким читателям». Аугуста отметил выдающиеся способности З. Буриана с художественной и предметной убедительностью и точностью изображать давно исчезнувшие формы жизни.
Профессор Аугуста привлёк З. Буриана к работе над палеонтологическими реконструкциями, в том же году предложив написать первые шесть картин на сюжеты первобытной жизни. В 1938 году художником было написано еще несколько картин той же тематики. А в 1940 году З.Буриан начал работу над серией из 13 полотен маслом, 12 рисунков гуашью и 63 пером, предназначавшихся для иллюстрации монографии Аугусты «Чудеса первобытного мира».
В своих трудах З. Буриан постоянно прибегал к консультациям специалистов, активно занимался самообразованием.
Знакомство и сотрудничество с Аугустой определило характер и направление работ художника во второй период творчества.
Количество работ Зденека Буриана карандашом и пером составляет достигает 15’000-20’000. Он иллюстрировал порядка 500 книг и создал около 600 рисунков для обложек. За свою жизнь он написал более 1000 картин маслом, темперой, гуашью и пастелью.
В честь Зденека Буриана и профессора Йозева Аугусты Андрей Сенников назвал новый вид триасского архозавроморфа Augustaburiania vatagini.
Буриан, Зденек.