01-09-2023
Бу́ферные фонари́ — светосигнальные приборы, расположенные на буферном брусе рельсового подвижного состава. Вкупе с габаритными огнями и огнём прожектора локомотива предназначены для обозначения головы или хвоста поезда, одиночных локомотивов, работающих путевых машин. Обычно имеют прозрачно-белый и красный огни; другие сигнальные цвета (например, жёлтый) показываются с помощью цветного светофильтра, устанавливаемого на белый огонь.
Содержание |
Со времени появления железных дорог в качестве светосигнальных приборов на ЖД использовались керосиновые фонари, дававшие желто-белый свет. Красный и зелёный цвета получались с помощью цветных стёкол, устанавливаемых на фонарь. Жёлтый цвет не использовался, так как был трудноотличим от естественного цвета огня керосинового фонаря.
Для установки цветных светофильтров перед стёклами буферных фонарей были предусмотрены специальные карманы-держатели из проволоки в виде треугольника или Y-образные[1]. В эти же карманы устанавливались и светомаскировочные щелевые маски.
С появлением электрических ламп накаливания стало возможным управлять огнями буферных фонарей из кабины, что позволило отказаться от использования хрупких и непрактичных светофильтров, установив отдельные красные буферные фонари. Однако на многих локомотивах (паровозах, ранних тепловозах и электровозах) по-прежнему применялись одиночные белые буферные фонари и вставные светофильтры. На некоторых локомотивах (например, тепловозе ЧМЭ3) красный фонарь установлен в одном корпусе с белым[2][3].
В последние годы обозначился переход к использованию в буферных фонарях светодиодов вместо ламп накаливания (как и в других светосигнальных приборах — например, светофорах).
Буферный фонарь.