Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Бюджетное правило определение, бюджетное правило это что, бюджетное правило 2022 в россии

28-04-2024

Перейти к: навигация, поиск

Бюдже́тное пра́вило — правило российского бюджета, определяющее максимальный уровень расходов, исходя из цены на нефть. Декларируемая цель — снижение зависимости бюджетной политики России от циклов в экономике.[1]

Экономический смысл

Бюджетное правило является способом стерилизации нефтегазовых доходов бюджета с помощью формирования специальных бюджетных фондов. Используется правило следующим образом:

  • Периодически выполняется прогноз доходов федерального бюджета, на основе рассчитанной цены нефти — средней за установленный промежуток времени.
  • Доходы, превышающие прогнозное значение, перечисляются в Резервный фонд.
  • После достижения Резервным фондом порогового объема (по состоянию на 2014 год порог равен 7 % ВВП), средства начинают направлять на пополнение Фонда национального благосостояния.[1]

Согласно официальной позиции Министерства финансов, бюджетное правило снижает зависимость федерального бюджета от состояния мировых рынков, а также обеспечивает «подушку безопасности» на случай кризиса, аналогичного кризису 2008 года.[1]

История правила

Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года, когда был образован Стабилизационный фонд. Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.[1]

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд $125,41 миллиард (3 069 млрд руб. на момент разделения) и Фонд национального благосостояния $31,98 миллиард (782,8 млрд руб. на момент разделения).

На основе рекомендаций Международного валютного фонда Правительством Российской Федерации было установлено правило для формирования бюджета на период 2008—2010 годов:

  • величина ненефтегазового дефицита бюджета — 4,7 % ВВП
  • нефтегазовый трансферт — объема нефтегазовых доходов, который можно направить на финансирование расходных статей бюджета — 3,7 % ВВП.

То есть подразумевалось, что возможно «безопасно» выполнять заимствования в размере 1 % ВВП для финансирования дефицита бюджета. Пороговый объем Резервного фонда был установлен равным 10 % ВВП. После преодоления данного порога нефтегазовые доходы должны были направляться в Фонд национального благосостояния.[1]

В связи с кризисом 2008 года, указанное выше правило перестало действовать. Новой ценой отсечения стал уровень 45 — 50 долларов за баррель, который обечпечивал нефтегазовые доходы на уровне 4,7 % ВВП. В 2011 году пороговый объем Резервного фонда был установлен в размере 7 % ВВП[1]

В 2012 году было предложено бюджетное правило, включавшее два новшества:

  • цена отсечения нефтегазовых доходов должна не прогнозироваться, а рассчитываться на основе статистических данных за предыдущие годы как трендовый показатель;
  • объем расходов бюджета должен определяться как сумма ненефтегазовых доходов и нефтегазовых доходов в рамках расчетной цены на нефть плюс максимально возможный дефицит бюджета в размере 1 % ВВП.[1]

Официально бюджетное правило начало действовать с 1 января 2013 года.[2] Цена отсечения рассчитывалась за период в пять лет и составила 91 доллар за баррель. Нужно отметить, что к 2018 году расчетный период должен составить десять лет. В 2014 году цена отсечения выросла до 92 долларов США за баррель.[1]

Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2013 года № 293-р государственной программы «Управление государственными финансами» предусматривается возможность последующего распространения автоматических стабилизаторов на иные элементы и уровни бюджетной системы, помимо прочего в части долговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Сотрудники Министерства Финансов не отрицают возможности применения бюджетного правила в будущем для бюджетов регионов и муниципалитетов.[3]

Мнения экономистов и государственных деятелей

Бюджетное правило выполняет две основные функции: определяет алгоритм распределения нефтегазовых доходов в части суверенных фондов и устанавливает ограничения на расходную часть бюджета. В связи с последней функцией в экспертном сообществе идет дискуссия о целесообразности установления такого правила.[1]

Существуют два основных взгляда на проблему:

  • необходимо смягчение бюджетного правила в части ограничений госрасходов;
  • необходимо сохранение жесткого правила, ограничивающего государственные расходы.

За смягчение бюджетного правила последовательно выступают помощник президента России Андрей Белоусов, предлагавший снизить порог Резервного фонда с 7 до 5 % ВВП, чтобы направить высвободившиеся средства на строительство дорог, состояние которых мешает росту экономики страны, а также заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.

«Мы должны подойти к тому, чтобы быть предельно честными, и тогда сказать: да, мы сохраняем бюджетное правило, но тогда мы должны признать,
что высоких темпов роста при сложившейся мировой конъюнктуре у нас не будет. Те темпы роста, которые мы можем иметь, — это два-три процента

Данную позицию поддерживает министр экономического развития Алексей Улюкаев, заявивший, что бюджетное правило должно быть «чувствительно к инвестиционному циклу или варьироваться с учетом того, какая инвестиционная ситуация складывается».[1] По мнению Заместителя председателя Правительства Ольги Голодец, правило негативно влияет на экономическое и социальное развитие страны — под вопросом оказываются не только социальные, но и инвестиционные расходы.[1]

За сохранение жесткого бюджетного правила выступает Министерство финансов Российской Федерации в лице министра Антона Силуанова.[1] Введение бюджетного правила приветствовалось Международным валютным фондом в лице главы миссии МВФ в России, советника европейского управления Антонио Спилимберго.[3]

Аргументы в пользу смягчения правила

  • Основным аргументом, высказываемым в пользу смягчения бюджетного правила, является следующее предположение. Увеличение предельного дефицита бюджета позволит направить средства в размере этого увеличения на инвестиции в экономику. Так, по мнению Министерства экономического развития, увеличение в 2015 году дефицита с 1 до 1,5 % ВВП (на 400 млрд рублей) позволит увеличить темпы экономического роста. А в 2014 году рост без бюджетного правила мог бы составить 1,1 % ВВП вместо ожидаемых 0,5 %.[1]
  • Режим жесткой экономии, определяемой правилом, оказывает негативное влияние не только на инвестиционное развитие национальной экономики, но и как следствие на социальное развитие страны.[1]
  • Перевод природных ресурсов в финансовые (накопление средств в суверенных фондах) не оптимально. Расходы на инфраструктуру, средства производства (создание материальных ресурсов) формирует другую структуру хозяйства. В кризисные времена более развитая и диверсифицированная экономика может потребовать гораздо меньших ресурсов на поддержание.[1]

Аргументы в пользу сохранения правила

  • Важное преимущество правила — обеспечение готовности к длительному снижению цен на нефть. Бюджетное правило должно позволить автоматически изменять бюджетную политику на время снижения или замедления роста нефтяных цен.[3]
  • Бюджетное правило должно обеспечивать макроэкономическую стабильность. Его пересмотр может стать отрицательным сигналом для инвесторов.[3]

Примечания

  1. ↑ Здесь уже ничего не исправишь (рус.). «Эксперт» №18-19 (897) (28 апреля 2014). Проверено 3 мая 2014.
  2. В.Путин поставил подпись под новым бюджетным правилом. РБК (27 декабря 2012). Проверено 9 мая 2014.
  3. ↑ «Бюджетное правило – это стратегический выбор макроэкономической и фискальной политики». Бюджет.ru. Проверено 3 мая 2014.

Ссылки

  • Яковенко Дмитрий. Здесь уже ничего не исправишь (рус.). «Эксперт» №18-19 (897) (28 апреля 2014). Проверено 3 мая 2014.
  • Александр Айвазов. Александр Айвазов: Бюджетное правило - ручной тормоз для экономики России. ИА REGNUM. Проверено 3 мая 2014.
  • «Бюджетное правило – это стратегический выбор макроэкономической и фискальной политики». Бюджет.ru. Проверено 3 мая 2014.

Бюджетное правило определение, бюджетное правило это что, бюджетное правило 2022 в россии.

Гравитационный манёвр, Чёрный журавль, Файл:Wing detail of Polygonia c-album.jpg, Файл:Lazar Goldenberg.jpg.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06