Газоструй. Вакуумный аппарат работающий на выхлопных газах пожарного автомобиля
Шиберный вакуумный аппарат с автономным приводом автомобильным электростартером
Поршневой вакуумный аппарат с кулачковым приводом и отключением под действием давления воды из пожарного насоса. Функцию клапанов выполняют резиновые пластины
Вакуумный аппарат пожарных насосов — вакуумный насос для откачки воздуха из полости пожарного насоса и заполнения его водой перед пуском в работу. Максимальная величина вакуума, создаваемая аппаратом, составляет 0,8-0,9 кгс/см2.
Одним из первых, для заполнения центробежных насосов пожарных автомобилей, использовали струйный вакуумный аппарат "газоструй". Применение данного устройства было обусловлено простотой конструкции и изготовления. Газоструй монтировался в систему выпуска выхлопных газов пожарного автомобиля перед глушителем. Для создания вакуума необходимо было перекрыть заслонкой 1 (на илл.) отверстие подсоединения глушителя автомобиля и направить выхлопные газы в диффузор 2. К диффузору подсоединялась вакуумная трубка 3 пожарного насоса. Двигатель пожарного автомобиля разгонялся, скорость выхлопных газов увеличивалась и в трубке связанной с пожарным насосом создавался вакуум. Принцип расчета струйных насосов описан в [1] Работа газоструя продолжалась до заполнения пожарного насоса водой. После чего оператор перекрывал вакуумный кран, выключал газоструй и включал пожарный насос. В некоторых моделях пожарных автомобилей в газоструй монтировался резонатор звуковой сирены, с помощью которого, подавался звуковой сигнал. Данная схема создания вакуума существовала достаточно долго и сейчас существует на старых пожарных автомобилях. В дальнейшем стали использоваться шиберные и поршневые вакуумные аппараты. Так же были попытки использовать диафрагменные и водокольцевые вакуумные аппараты, однако, широкого применения в пожарной технике, данные типы аппаратов, не получили.
Основные характеристики
Струйные вакуумные аппараты устарели и не соответствуют современным экологическим нормам, так как при частой проверке пожарного насоса на герметичность необходимо сильно разгонять двигатель автомобиля, в результате чего выделяется большое количество отработанных газов, которые не проходят через выхлопную систему автомобиля и не очищаются. Так же, производители современных шасси, для пожарных машин, не разрешают вмешиваться в выхлопную систему, так как при этом нарушается работа системы автоматики автомобиля, которая управляет работой двигателя.
Шиберные вакуумные аппараты автономны, не требуют вмешиваться в конструкцию выхлопной системы шасси, могут иметь различные типы приводов, в том числе и электрический привод, однако имеют ряд недостатков. Для более надежной работы аппарата составные части необходимо изготавливать из коррозионностойких материалов, что, как правило, не делается. При работе аппарата не исключено попадания воды в рабочую полость. При длительном не использовании, в пазах ротора, может накопиться ржавчина и пластинки могут заедать. Так же, для смазки трущихся поверхностей и пластин во время работы используется масло. Масло в процессе работы выбрасывается в окружающую среду иногда в смеси с водой. В процессе использования необходимо постоянно следить за уровнем масла в бачке.
Поршневые вакуумные аппараты более совершенны, при качественном изготовлении надежны и соответствуют современным экологическим нормам. Могут выпускаться с различными приводами, а так же с различными системами включения, как ручными так и автоматическими. В большинстве случаев являются конструктивным элементом пожарного насоса, как модульным, так и встроенным в насос.
Так как на различных марках пожарной техники устанавливаются различные по производительности пожарные насосы, соответственно, объем полостей насоса и всасывающих рукавов различен. Это влияет, на время набора вакуума и забора воды. Так как, время забора воды пожарным автомобилем ограничено современными стандартами и составляет около 45 секунд, при производстве, вакуумные аппараты, соответственно, подбираются.