Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Валерия Пустовая

30-04-2023

Валерия Пустовая
Дата рождения:

21 октября 1982 (30 лет)

Место рождения:

Москва, РСФСР, СССР

Гражданство:

 Россия

Род деятельности:

литературный критик, журналист

Жанр:

литературно-критические эссе

Дебют:

«Манифест новой жизни»[1]

Премии:

Горьковская премия (2005), премия «Дебют» (2006), Малая Новая Пушкинская премия (2008)

Вале́рия Ефи́мовна Пустова́я (род. 21 октября 1982, Москва) — литературный критик.

Заведующая отделом критики журнала «Октябрь». Преподаватель МГУ, кандидат филологических наук. Член Союза журналистов Москвы[2].

Содержание

Биография

Окончила факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, отделение литературно-художественной критики.

Начала др.

С 2005 года работает в журнале «Октябрь», первоначально редактором отдела прозы[2].

В феврале 2007 года была одной из участниц встречи молодых писателей с В. В. Путиным, в ходе которой заявила, что молодые люди «сейчас активно стремятся в литературу», и «порекомендовала президенту обратить внимание на печальную участь толстых журналов, а особенно на проблемы с их распространением»[3].

Писала о прозе Д. Быкова, В. Ерофеева, А. Кабакова, Н. Ключарёвой, П. Крусанова, В. Маканина, Д. Осокина, Л. Петрушевской, Р. Сенчина, А. Старобинец и др.

Критика В. Пустовой: особенности метода, жанровая специфика

Валерия Пустовая дебютировала идеалистическим эссе «Манифест новой жизни»[4], в котором сопоставила идеи «Заката Европы» Освальда Шпенглера, романа «Кысь» Татьяны Толстой и повести «Ура!» молодого писателя Сергея Шаргунова. «Манифест» далеко выходил за рамки собственно литературной критики и был посвящён теме «возрождения России».

Дальнейшие публикации в литературных журналах закрепили за Пустовой репутацию критика, который придаёт большое значение этическому, социальному, философскому смыслу современной литературы.

В 2004 году публикует статью «Новое „я“ современной прозы: об очищении писательской личности» (2004)[5] о проблеме общественного и духовного статуса современного писателя.

В 2005 г. выходит ещё один «манифест» Пустовой — «Пораженцы и преображенцы», — посвящённый концепции реальности в современной прозе и так называемому «новому реализму»[6], как наиболее перспективному её направлению.

Валерия Пустовая почти одновременно (в майских номерах «Октября»[6] и «Нового мира»[7] за 2005 год) опубликовала две программные статьи, после чего превратилась в самого известного, самого цитируемого из молодых критиков, в признанного идеолога всё того же «нового реализма»[8].

Сергей Беляков

«Манифест» (позже Пустовая какое-то время развивала тему «нового реализма» и в других статьях[9]) вызвал длительную полемику на страницах литературных изданий. Большинство высказываний были резко критическими[10][11][12][8][13][14].

Вторая, новомирская, «программная» статья Пустовой 2005 года — «Человек с ружьём: смертник, бунтарь, писатель»[7] — послужила отправной точкой для всех дальнейших литературоведческих исследований современной военной прозы[15][16][17][18][19][20][21][22][23][24].

Анализ современных «утопии» и «антиутопии» («Скифия в серебре», 2007)[25] даёт критику повод оценить продуктивность тех или иных социально-политических концепций, разбор критических выступлений писателей («Китеж непотопляемый», 2006)[26] приводит к осмыслению принципов критики, а сопоставление образов пророка в современной литературе («Пророки второй оси», 2007)[27] становится основой для разговора об авторитарности и духовном авторитете[28].

Такой фундаментальный подход, а также тот факт, что основным её жанром была объёмная сопоставительная, обзорная статья, дали повод увидеть в Валерии Пустовой продолжателя специфических традиций русской критики XIX века.

Молодому критику труднее заявить о себе, «прогреметь», сделать так, чтоб заметили. Пустовую заметили сразу. Ну, почти сразу. Потому что она честно работала в жанре «XIX века». Подробно, «громко», с манифестами[29].

Евгений Лесин

Литературно-критическая группа «ПоПуГан»

В литературную критику пришли наиболее красивые и умные девушки России: Валерия Пустовая, Елена Погорелая и Алиса Ганиева. Это придаёт мне оптимизм и уверенность, что всё изменится к лучшему в самое ближайшее время[30].

Александр Карасёв

2 октября 2009 года в московском Музее Серебряного века состоялась презентация литературно-критической группы «ПоПуГан», в которую вошли молодые критики Елена Погорелая, Валерия Пустовая и Алиса Ганиева[31].

Видеопроект группы «ПоПуГан» на Youtube: «Интервью с классиком»[32].

Премии

Книги

  • Пустовая В. Е. Толстая критика: российская проза в актуальных обобщениях. М.: РГГУ, 2012. 411 с. ISBN 978-5-7281-1286-0[34].

Как справедливо замечает сама Пустовая, осудить легче, но понять интереснее. Статьи Пустовой позволяют оценить широкий спектр возможностей литературного наблюдателя. К благородным проявлениям деятельности критика можно отнести умение делать выводы на примере образцов современной литературы о дальнейшем развитии, о будущем литературы[35].

Алиса Анцелевич

Избранные статьи

  • Пустовая. В. Пораженцы и преображенцы. О двух актуальных взглядах на реализм // Октябрь. 2005. № 5
  • Пустовая В. Человек с ружьём: смертник, бунтарь, писатель. О молодой «военной» прозе (З. Прилепин — А. Бабченко — Д. Гуцко — А. Карасёв) // Новый мир. 2005. № 5
  • Пустовая В. Скифия в серебре // Новый мир. 2007. № 1
  • Пустовая. В. Ракета и сапоги. Как отменяли постисторию // Октябрь. 2012. № 3

Интервью

Человек, выносящий приговор искусству, сам должен развивать в себе мировосприятие духовное (поднявшееся над видимостью), живое (открытое и развивающееся), цельное (умеющее находить соответствие между единой сутью и многообразными формами, способами её проявления). Лучшие культурологи, искусствоведы, критики обладали этим чутьём к живому и целому, — интересно вчитаться в художественные суждения таких разных специалистов, как, например, Шпенглер, Тынянов, Вейдле. Их отнюдь не специальные по стилю, авторски выраженные характеристики произведений искусства чутко фиксируют степень одушевлённости праха: красок, камней или букв[36].

Валерия Пустовая

  • Критика спасёт мир (2007).
  • Если каждый из нас преобразится — преобразится и Россия (2007).
  • Я рассчитываю на непредсказуемый ход истории (2012).
  • По гороскопу — критик (2012).

В телепрограммах

  • «Игра в бисер» с И. Волгиным на канале «Культура». «Евгений Замятин. „Мы“». 20.11.2012.

Примечания

  1. Пустовая В. Манифест новой жизни // Пролог. 2004.
  2. ↑ Сайт Новой Пушкинской премии — Валерия Пустовая. Автобиография.
  3. Владимир Путин как зеркало русской литературы // Коммерсантъ. 17.02.2007.
  4. Пустовая В. Манифест новой жизни // Пролог. 2004.
  5. Пустовая В. Новое «я» современной прозы: об очищении писательской личности // Новый мир. 2004. № 8.
  6. ↑ Пустовая В. Пораженцы и преображенцы // Октябрь. 2005. № 5.
  7. ↑ Пустовая В. Человек с ружьём: смертник, бунтарь, писатель. О молодой «военной» прозе // Новый мир. 2005. № 5.
  8. ↑ Сергей Беляков. Новые Белинские и Гоголи на час // Вопросы литературы. 2007. № 4.
  9. Пустовая В. Диптих // Континент. 2005. № 125.
  10. Андрей Василевский, Павел Крючков. Периодика // Новый мир. 2006. № 8.
  11. Аристов Д. В. О природе реализма в современной русской прозе о войне (2000-е годы) // Вестник Пермского университета. 2011. вып. 2(14).
  12. Александр Карасёв. А на войне как на войне // Литературная Россия. 15.09.2006.
  13. Алиса Ганиева. Не лезь в пекло вперёд батьки! // Литературная Россия. 27.12.2005.
  14. Марк Липовецкий. «Реализм в русской литературе — это фантом» // Живая литература. 30.09.2010.
  15. Абашева М. П., Аристов Д. В. Военная проза 1990—2000-х годов: генезис и поэтика // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2010. Вып. 8 (98). С. 133—137.
  16. Аристов Д. В. Новая «окопная правда» (традиции и новаторство в современной русской прозе о войне) // Филологический класс. Екб., 2010. № 23. С. 30-35.
  17. Аристов Д. В. О природе реализма в современной русской прозе о войне (2000-е годы) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Пермь, 2011. Вып. 2 (14). С. 169—175.
  18. Аристов Д. В. Русская батальная проза 2000-х годов: традиции и трансформации. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук // Пермь: ПГГПУ, 2013.
  19. Аристов Д. В. Современная «окопная правда»: герой, сюжет, конфликт // Литература сегодня: знаковые фигуры, жанры, символические образы: материалы XV научно-практической конф. Екб, 2011. С. 29—32.
  20. Выговская Н. С. Молодая военная проза второй половины 1990 — начала 2000-х годов: имена и тенденции. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук // М.: МГУ, 2009.
  21. Довлеткиреева Л. Современная чеченская «военная» проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика (1990—2011 гг.). Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Нальчик, 2010
  22. Ерофеева М. А. Проза А. А. Проханова (проблематика и поэтика). Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук // Тверь: ТГУ, 2010.
  23. Ключинская О. В. Военная проза О. Н. Ермакова: проблема жанрово-стилевого единства. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук // Владивосток: ДВГУ, 2010.
  24. Савинкова О. Социальный институт армии и его отражение в современной литературе (научный руководитель: доктор филологических наук, профессор М. А. Литовская).
  25. Пустовая В. Скифия в серебре // Новый мир. 2007. № 1.
  26. Пустовая В. Китеж непотопляемый // Октябрь. 2006. № 10.
  27. Пустовая В. Пророки второй оси // Октябрь, 2007. № 10.
  28. Александр Агеев. Рычаги, ключи и отмычки // Взгляд. 20.01.2007.
  29. Евгений Лесин. Жить бы ей в XIX веке // НГ Ex libris. 22.03.2007.
  30. Александр Карасёв. В отсутствие профессионализма // Литературная Россия. 25.04.2008.
  31. Рейдер Н. Разноцветный ПоПуГан // Ex libris НГ. 15.10.2009.
  32. Марк Алябьев. Карикатурный пиар. Трио ПоПуГан запускает эксклюзивный видеопроект // Ex libris НГ. 23.08.2012.
  33. Ссылка в Михайловское // Российская газета. 26.05.2008.
  34. Пять книг недели. Евгений Попов, Валерия Пустовая, Мордехай Рихлер, Нагиб Махфуз, Теодор Крамер // НГ Ex libris. 5.07.2012.
  35. Анцелевич А. О книге В. Пустовой. Валерия Пустовая. Толстая критика. Российская проза в актуальных обобщениях. — М.: РГГУ, 2012. — 416 с. // Бельские просторы. 2012. № 11.
  36. Алхимия прозы. Круглый стол журнала «Бельские просторы» // Бельские просторы. 2010. № 4.

Ссылки

  • Валерия Пустовая в «Журнальном зале»
  • Авторская страница в Журнальном зале.
  • Авторская страница на сайте журнала «Новый мир».
  • Новая литературная карта России.
  • Официальный блог pustovayava — Пустовая, Валерия Ефимовна в Живом Журнале.

Валерия Пустовая.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06