Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Великодержавный шовинизм

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Великодержавный шовинизм — выражение, применяющееся преимущественно в социалистической, коммунистической и либеральной литературе для обозначения господствующего уничижительного отношения русского народа и его государственной власти к остальным народам России, а затем и СССР (великорусский шовинизм). В ряде случаев применяется и к другим народам.[1]

История термина

Шовини́зм (фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов. Происходит от имени одного из героев комедии братьев Коньяр «Трехцветная кокарда» (La Cocarde Tricolore, 1831г.), агрессивного новобранца армии Наполеона Бонапарта Николя Шовен де Рошфора. Этот герой якобы имел прототип, некого новобранца армии Наполеона Николаса Шовена (фр. Nicolas Chauvin), который, несмотря на непопулярность бонапартизма после восстановления правления династии Бурбонов во Франции в 1815 г., демонстративно выражал преданность свергнутому Наполеону, считал его во всём правым, оправдывал жестокость по отношению к завоеванным народам (в частности, арабам при завоевании Египта) и был готов по приказу своего кумира снова воевать со всем миром.

История употребления термина

Начало XX века — 1930-е годы

Широкое применение термин получил в либеральной и революционной среде конца ХIХ - начала ХХ.

С приходом большевиков к власти термин вошёл в обиход и стал одним из самых негативно окрашенных идеологических клише; великодержавный шовинизм был противопоставлен интернационализму.
Ленин провозгласил лозунг: «Великодержавному шовинизму — бой!»[2].
Зиновьев призывал «подсекать головку нашего русского шовинизма», «каленым железом прижечь всюду, где есть хотя бы намек на великодержавный шовинизм…».
Не обошлось и без перегибов, когда Бухарин разъяснял соотечественникам: «Мы, в качестве бывшей великодержавной нации должны поставить себя в неравное положение в смысле еще больших уступок национальным течениям» и требовал поставить русских «в положение более низкое по сравнению с другими».
Великодержавность особенно чувствовалась при создании национальных органов управления на местах. Нарком земледелия Яковлев сетовал, что «через аппарат проникает подлый великодержавный русский шовинизм».
Во всех речах Сталина по национальному вопросу на съездах партии с X по XVI он объявлялся главной опасностью для государства. Сталин провозгласил: «Решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первой очередной задачей нашей партии».[3] Но со временем, уступая требованиям создаваемого сверх централизованных общегосударственных структур, тезис был забыт и национальные языки были вновь вытеснены из государственного аппарата, где русский стал единым языком деловодства. Так что в дальнейшем этот термин публично не употреблялся[источник не указан 1813 дней], сохраняясь лишь в советском официозе; вот, к примеру, определение БСЭ:[1]

В. ш., как и др. формам буржуазного национализма, марксистские партии противопоставляют последовательный интернационализм пролетарский. Социалистическая революция ликвидирует социальные причины В. ш., национализма. В ходе социалистического строительства между народами возникают, развиваются равенство, дружба, братская взаимопомощь. При решении национального вопроса в СССР в переходный период к социализму имели место проявления уклона к В. ш. Его социальной базой были остатки эксплуататорских классов, некоторое оживление капиталистических элементов в период нэпа. Выражался В. ш. в игнорировании национальных особенностей, непризнании на практике принципа национального равноправия и т. п. На 10-м (1921), 12-м (1923), 16-м (1930) съездах партии этот уклон был разоблачён и преодолен. Идеология и политика В. ш. чужды советскому обществу. По Конституции СССР (ст. 123) какое бы то ни было прямое или косвенное их проявление караются законом.


Коммунистические и рабочие партии, выступающие под знаменем марксизма-ленинизма, ведут решительную, бескомпромиссную борьбу против всех проявлений В. ш., воспитывают трудящихся в духе пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма.

Перестройка

Термин был употребителен в либеральной печати эпохи Перестройки (а также, ранее, в самиздатских работах либерального толка). Значение осталось близким к прежнему (хотя и без марксистской составляющей). По словам И. Р. Шафаревича в книге «Русофобия», «„великодержавный шовинизм“ как главная опасность — это буквально сохранено, будто заимствовано литературой „Малого Народа“ из докладов Сталина и Зиновьева»[4].

Современное употребление

Ныне выражение употребляется значительно реже, чем в 20-е годы, однако никуда не исчезло. Президент России В. В. Путин, выступая 18 июня 2004 г. на международной конференции «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации», сказал о проблемах, мешающих интеграции: «Если бы мне было позволено принять участие в работе этой секции, я бы сказал, что эти проблемы можно сформулировать очень просто. Это великодержавный шовинизм, это национализм, это личные амбиции тех, от кого зависят политические решения и, наконец, это просто глупость — обыкновенная пещерная глупость»[5]. 24 июля 2007 года на встрече с членами молодежных движений в Завидово В. В. Путин заявил в ответ на реплику относительно проблемы миграции: «Это, конечно же, почва для разжигания национализма внутри страны. Но при любом развитии событий недопустим и великодержавный шовинизм»[6].

Ссылки

  • «О национальной гордости великороссов»

Примечания

  1. ↑ «Великодержавный шовинизм» в БСЭ.
  2. ПОЧЕМУ РАСПАЛСЯ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ?
  3. Национальные моменты в партийном и государственном строительстве // «Правда» № 65, 24 марта 1923 г.
  4. РУСОФОБИЯ
  5. http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=46438
  6. Путин заявил о недопустимости великодержавного шовинизма

Великодержавный шовинизм.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06