Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Вениамин (Новик)

19-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Игумен Вениамин
Имя при рождении:

Валерий Николаевич Новик

Род деятельности:

священнослужитель, публицист

Дата рождения:

1946

Место рождения:

Ленинград, РСФСР

Страна:

 СССР
 Россия

Дата смерти:

14 сентября 2010({{padleft:2010|4|0}}-{{padleft:9|2|0}}-{{padleft:14|2|0}})

Место смерти:

Санкт-Петербург, Россия

Игу́мен Вениами́н (в миру Вале́рий Никола́евич Нови́к; 1946, Ленинград — 14 сентября 2010, Санкт-Петербург) — игумен Русской православной церкви, церковный публицист, философ, правозащитник[1]. Cторонник экуменизма и церковного реформирования.

Биография

Валерий Новик родился в 1946 году в Ленинграде в семье военнослужащего. Крещён в православной церкви в детстве.

После окончания Радиополитехникума служил в рядах Советской Армии.

В 1976 году окончил Ленинградский Политехнический Институт им. М. И. Калинина. Несколько лет работал инженером в области «Автоматизированных систем управления производством».

В конце 1970-х годов а результате религиозно-философских исканий осознанно принял православие[2].

После окончания экстерном в 1983 году Ленинградской Духовной Академии оставлен преподавателем. Защитил кандидатскую диссертацию в 1987 году, после чего преподавал там же в течение 10 лет.

В 1988 году был пострижен в монашество, а в 1989 году рукоположён в сан иеромонаха.

С конца 1980-х годов много выступал в печати, давал интервью, участвовал в передачах.

20 марта 1990 года назначен членом Смешанной богословской комиссии по православно-римскокатолическому диалогу.

12 августа 1992 года назначен инспектором Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии с возведением в сан игумена. Был инспектором академии (фактически — заместителем ректора по воспитательской работе).

«Чрезвычайно тяготился новой должностью, пока, наконец, не покинул её по личному прошению»[3]: 24 ноября 1994 года освобождён от должности инспектора Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии по состоянию здоровья.

С 1995 года преподавал в католической семинарии «Мария — Царица Апостолов».

В сентябре 1997 года был уволен из Академии из-за несогласия с новым федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», предоставлявшего многочисленные преференции традиционным конфессиям в России[4][5]. После этого изучал социальное учение церкви в Италии (2 семестра) и в США (1 семестр). В 1998 году изучал права человека в Колумбийском Университете (Нью-Йорк).

Долгое время находился за штатом, занимаясь публицистической деятельностью и частными выступлениями, продолжал преподавать в католической семинарии, а также в Библейско-богословском институте. «Дружески, с сочувственным вниманием» относился к деятельности Свято-Филаретовского института, участвовал в нескольких его конференциях[6].

Публиковался в журналах «Вопросы философии», «Континент», «Посев», еженедельнике «Русская мысль», «Социологические исследования», газетах «Московские новости», «Общая газета» и др. Наиболее значимые свои статьи игумен Вениамин объединил в сборнике: Православие, христианство, демократия. СПб.: Алетейя, 1999. Выступил также составителем и научным редактором хрестоматии «Права человека и религия». СПб.: Библейско-богословский институт, 2001.

В октябре 2003 году участвовал в первом «паломничестве христиан России» в поддержку действий Израиля в Палестине. Спонсор поездки — фонд Михаила Черного.

Незадолго до смерти вернулся к богослужебной деятельности в храме святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО).

В последние годы жизни тяжело болел. В конце августа 2010 года он перенёс операцию в связи с абсцессом лобных долей головного мозга[6].

Умер 14 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге[6]. 17 сентября того же года в храме святителя Николая на Большеохтинском кладбище cостоялось отпевание. Монашеский чин отпевания совершил протоиерей Георгий Митрофанов в сослужении духовенства. Похоронен на Большеохтинском кладбище.

Взгляды и общественная деятельность

В своих воззрениях он опирался на труды русских философов и выражал взгляды, которые можно было бы охарактеризовать как христианский социализм. Из-за этого его называют одним из основателей христианского политического движения в России, в частности, его имя называют в числе основателей Христианско-Демократической партии России[7]

В интервью протестанскому сайту Baznica.info в 2007 году признавался: «В идеале либерально-демократический режим мне представляется соответствующим духу христианства… Либерализм бывает левый — за геев, эвтаназию и т. п., однако существует и правый либерализм, то есть библейский: свобода в истине»[8].

Формально принадлежа к православию, критиковал его, критиковал курс Русской православной церкви на антилиберализм и антидемократизм, стремление ограничить права религиозных меньшинств (прежде всего, евангельских церквей), обрядоверие и нежелание вести миссионерскую деятельность[5]. Диакон Андрей Кураев писал о нём, комментируя сделанное им заявление после увольнения из Санкт-Петербургских духовных школ в 1997 году[9]:

«В перерыве игумен Вениамин (Новик) заявил корреспонденту „Метафразиса“: „У вас теперь работы прибавится, мы начинаем борьбу против главной тоталитарной секты в России — Русской Православной Церкви“»[10]. Монах, смысл своей жизни видящий в борьбе против своей Церкви, — это достойный представитель той самой постмодернистской игровой цивилизации, которая делает возможной любые сюжеты — вплоть до «интронизации» антихриста…

В одном из интервью заявил: «Дух православия состоит в нивелировании личности: „Будь как все, не высовывайся; бери на каждый шаг благословение у батюшки“. При таком подходе никакой инициативы не может быть в принципе, а значит, и предпринимательства. Дух протестантизма признаёт личность, её свободу и ответственность»[11]. Подобные взгляды делали его последовательным сторонником экуменической доктрины: одна из его статей так и называлась: «Обязательность экуменизма»[12].

Как отмечал юрист Константин Ерофеев, «публичные выступления опального игумена всегда собирали много слушателей, подкупали искренностью и задором лектора, его эрудицией и глубокими познаниями в богословии и истории, философии и искусстве. Игумен Вениамин не был профессиональным правоведом, но он искренне возмущался противоречиями между высокими ценностями, провозглашаемыми подчас в наших законах и указах, и бедами и горестями гонимых этими же законами»[5].

Был популяризатором права, немало христиан после лекций игумена Вениамина стремились больше прочитать о нашей правовой системе, узнать законы, найти лучшие способы для защиты своих законных прав и интересов. Игумен Вениамин одним из первых в России попытался дать богословское обоснование праву, с точки зрения христианства объяснить права человека. С этим взглядом не всегда соглашались профессиональные юристы[5].

По мнению Константина Ерофеева, в последние годы его жизни произошла «переоценка игуменом Вениамином провозглашаемых им ещё недавно либеральных ценностей, переход на позиции так называемого „правого либерализма“, а затем и право-консервативных идей»[5].

Публикации (неполный список)

  • «О православном миропонимании» (онтологический аспект) // «Вопросы философии». 1993, № 4.
  • «La visione ortodossa del mondo» // «Politika nell’Est», Centro Aletti, Roma, 1995.
  • «Кризис современного правосознания» (В соавторстве с доктором юридических наук Э. В. Кузнецовой) // «Правоведение», 1994, № 3.
  • «Демократия как проблема меры» // «Вопросы философии», 1996, № 7.
  • «Democracy: a Question of Self-Limitation» // Religion, State & Society, vol. 25, № 2, june 1997.
  • «Особенности понимания мироздания в христианской традиции» // О первоначалах мира в науке и теологии (сборник статей), СПб, 1993.
  • «Христианство и демократия» // Философия религии и религиозная философия: Россия, Запад, Восток: (Тезисы докладов теоретической конференции в СПб Гос. Университете), СПб, 1995.
  • «Сущностно-аналитический взгляд на Российское Православие» // Православие и католичество. Социальные аспекты. Проблемно-тематический сборник. М., ИНИОН, 1998.
  • «Историко-аналитический взгляд на Русское Православие» // Православие и католичество. Социальные аспекты. Проблемно-тематический сборник. М., ИНИОН, 1998.
  • «Актуальные проблемы российского православного церковного сознания» // Вопросы философии. М., 1999, № 2.
  • Владимир Соловьёв: социальное измерение духовности. К 100-летию земной кончины В. С. Соловьёва (1853—1900) // Библиотека «Вехи», 2000
  • «Об „Основах социальной концепции Русской Православной Церкви“. Критические замечания на первые пять глав», «Религия и право» Nr. 5, 2000
  • «Христианский социализм прот. Сергия Булгакова» // Библиотека «Вехи», 2002
  • «Вера и знание» // Российское собрание православных публицистов, 2006
  • Христианские персонализм и дионисизм Ф. М. Достоевского // Октябрь. — 2007 . — N 9 . — 146—152.
  • Выявление образа «Не в силе Бог, а в правде» // Звезда. — 2007 . — N 10 . — с. 154—160.
  • «Особенности просветительского проекта Л. Н. Толстого» // Нева . — 2008 . — N 2 . — С. 239—248.
  • «Мудрец среди нас» // Звезда . — 2008 . — N 3 . — С. 131—136.

Примечания

  1. Новик В.. Публикации
  2. Автобиография игумена Вениамина
  3. Ежедневный Журнал: Умер игумен Вениамин (Новик)
  4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
  5. ↑ ПАМЯТИ ИГУМЕНА ВЕНИАМИНА (НОВИКА) / Судьба человека / Статьи по темам / Евангельская газета «Мирт»
  6. ↑ Умер игумен Вениамин (Новик)
  7. История создания и структура РХДП
  8. Красных бесов нужно изгонять и 90 лет спустя
  9. А. В. Кураев. «Христианство на пределе истории»
  10. Цит. по: «Либералы признают свое поражение, но не сдаются» // Православная Москва. М., 1997. № 33 (129).
  11. Игумен ВЕНИАМИН (НОВИК), Санкт-Петербург: "Насчет протестантской и православной этики Кураев все запутал и ничего не прояснил" - Портал-Credo.Ru
  12. Игумен Вениамин (Новик). Обязательность экуменизма

См. также

Ссылки

  • игумен Вениамин (Новик) на сайте «Антимодернизм.ру»
  • Игумен Вениамин (Новик) на сайте «Русская линия»
  • Игумен Вениамин (Новик) на сайте «Вехи»
  • Вениамин (Новик) на сайте «Русское православие»

Вениамин (Новик).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06