23-10-2023
Венские мастерские (нем. Wiener Werkstatte) — объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов, основанное в 1903 г. в Вене дизайнерами группы Сецессион Йозефом Хофманом и Коломаном Мозером при участии состоятельного банкира Фрица Варндорфера. Предприятие создавалось на корпоративных началах по образцу британских организаций, прежде всего Гильдии ремесла Чарльза Эшби.
Создатели Венских мастерских объявили себя реаниматорами эстетической составляющей в дизайне. Изначально объединение фокусировалось на утилитарности производимых объектов, объединенной с их художественной выразительностью и высочайшим качеством.[1]
Осенью 1903 г. было начато производство изделий из золота, серебра, кожи и дерева. Там же выполнялись переплетные работы и располагалось архитектурное бюро (ранее принадлежавшее Хофману) и студия дизайна.
Венские мастерские отличались своей безупречной чистотой, хорошим освещением и прекрасным отношением к рабочим. На образцах изделий Венских мастерских ставились не только монограммы дизайнеров, но и надписи сделавших их ремесленников, что отражало стремление кооператива к достижению равенства между художником и ремесленником. Его члены, особенно Хофман, отказывались делать товары более доступными по цене в ущерб их качеству и настаивали на использовании самых лучших материалов. Несмотря на то, что подобный подход к делу гарантировал безупречное качество продукции, он в то же время препятствовал финансовому успеху.
К 1905 году в штате Венских мастерских было уже более сотни рабочих, и она заняла место Сецессиона как ведущее столичное объединение искусств и ремесел.
Работа мастерских освещалась в журналах Студия и Немецкое искусство и декорация и доходила до широкой публики через устройство специальных авторских выставок. Кроме того, в 1914 году мастерские приняли участие в кельнской выставке Производственного союза, а в 1925 г. — в Международной выставке прикладного искусства в Париже. В период с 1903 по 1932 г. в общей сложности более двухсот дизайнеров Венских мастерских занимались проектированием мебели, одежды, обоев, графики, изделий из стекла, металла и керамики.[2]
Мастерские реализовали ряд проектов, которые можно отнести к разряду целостных художественных произведений: санаторий в г. Пуркерсдорф (1904—1906) и брюссельский Дворец Стокле (1905—1911).
После того, как в 1914 г. Фриц Варндорфер эмигрировал в Америку, Венские мастерские под руководством Отто Примавеси начали изготавливать менее изысканные изделия, отличавшиеся закругленными формами и эклектичностью стиля. Несмотря на то, что у мастерских появились филиалы в Берлине (1921) и Нью-Йорке (1929), в 1932 году они прекратили свою деятельность.
Венские мастерские.