Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Военная журналистика

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Военная журналистика — это жанр журналистики, нацеленный на освещение боевых действий (войн, контртеррористических операций, этнических и религиозных конфликтов), а также включающий политику государства в отношении прессы в период боевых действий.

История

Военная журналистика берет начало с возникновением коммуникативных технологий. Довольно рано значение военных сообщений осознал Александр Македонский. В походах его сопровождали специально обученные люди, которые фиксировали его военные успехи и увековечивали их в истории.[1]

Ситуация изменилась с изобретением Иоганном Гутенбергом в 1450 году печатного станка, что позволило оповещать широкую публику о событиях на войне. Одним из первых таких упоминаний было взятие острова Лесбос французскими и венецианскими войсками. Для газет войны стали основным сюжетом — прежде всего, войны с Османской Империей.[2]

Первая британская газета Weekly news своим появлением обязана Тридцатилетней войне (1618—1648).

Доминиковски приводит такую историческую ретроспективу военной журналистики[3]

Время Особенности военной журналистики
Античность Сообщения о героях сражений, специально обученные люди.

Цели: прославление подвигов, дезинформация противника, подстрекательство мирного населения воюющих сторон.

Начало 19 века Возникновение медиа, ориентированных на массы — развитие глобальной прессы и глобальных конфликтов.

Первый независимый военный корреспондент. Цель — рост тиражей за счет военных репортажей. Крымская война (1853—1856) — первая информационная война. Первый цензурный прецедент во время Крымской войны (1855).

«Золотой век» 1860—1914 Развитие военной журналистики как профессии.

Внедрение новых технологий (фотосъемка, телеграф), изменение «границ актуальности». Война в изображении большинства газет представляется как далекое, неизведанное приключение.

Первая мировая война Формирование расширенного пропагандистского аппарата.

Жесткая и навязчивая цензура.

Вторая мировая война Расширение финансирования пропаганды и расширение механизмов управления медиа.

Переход от цензуры и контроля над СМИ к управлению военными сообщениями. Массовое внедрение радио и кино в качестве новых медиа.

Война во Вьетнаме Первая так называемая A living-room war (дословно: война в гостиной).

Телевизионные ежевечерние новости с репортажами о войне во Вьетнаме. Практически единственная война без цензурного регулирования. Резкая смена общественных настроений после появления фотографий и видеоматериалов, отражавших ужасы войны.

От Фолькленд до Косово Медиа практически не освещает боевые действия.

Войны проходят без репортеров-очевидцев. «Военные сообщения в реальном времени» за счет спутниковых технологий.

Война в Персидском заливе Развитие управления в СМИ.

Ориентированная на массу подготовка и сопровождение военных действий. Информационная война. Информация и управление СМИ становятся неотъемлемой частью ведения войны. «Вживление» журналистов в ряды войск.

Военная журналистика в период Крымской войны

Крымская война (1853—1856) была первой информационной войной в истории. Многочисленные британские и французские военные корреспонденты сообщали о боевых действиях. И армия, и пресса столкнулись здесь с совершенно новой ситуацией. На начальном этапе Крымской войны не существовало органов по управлению прессой. Присутствие журналистов на поле боя было новым явлением.[4]

Журналист газеты Times Уильям Говард Рассел считается первым известным военным корреспондентом. То, что Рассел видел и писал в Крыму, не нравилось полководцам: было недостаточно солдат, свирепствовал тиф и холера. Сообщал и о протестах в армии. Позже Рассел обвинялся в шпионаже из-за своих смелых репортажей. Ему инкриминировали разглашение военной тайны, шпионаж в пользу России, подрыв боевого духа и травлю командующего английскими войсками фельдмаршала лорда Раглана.[5]

Хотя уже во время Крымской войны передача данных посредством телеграфа была возможна, она редко использовалась из-за недостатка инфраструктуры. Военные сообщения передавались при помощи обычной почты. К этому времени фотография также применялась. Английский журналист Роджер Фентон сопровождал британские войска на крымском полуострове с его передвижной фотолабораторией. Однако его фотографии не отражали подлинную картину войны. Они не содержали сцены битв или мертвецов, а только изображения солдат. Работа Фентона финансировалась британским правительством, с той целью, чтобы « показывать скорректированную картину войны» и перекрывать наблюдения Рассела.[6]

Военный корреспондент Филипп Найтли обозначил период между Крымской войной и Первой Мировой Войной как «Золотой век» военной журналистики. С одной стороны, за счет повышения спроса на газеты расширялась сама журналистика, с другой — многочисленные войны (Англо-бурская война 1899—1902), которые сопровождались многочисленными репортерами. Таким образом, эта новая форма журналистики укреплялась в обществе.[7]

Первая Мировая война

В период Первой Мировой войны действовала сеть военных корреспондентов по всему миру. Кроме того, развивалась пропаганда.

Россия

Накануне войны военная печать имела строго определенную структуру, значительная составляющая которой сохранилась и в годы войны. Центральным органом военного министерства были военно-научный журнал «Военный сборник» (1858—1917) и газета «Русский инвалид» (1862—1917). Далее шли издания штабов военных округов и казачьих войск: «Виленский военный листок» (штаб Виленского военного округа, 1906—1915), «Туркестанская военная газета» (штаб Туркестанского военного округа, 1906—1915), «Варшавский военный вестник» (штаб Варшавского военного округа, 1906—1914), «Дальний Восток» (штаб Иркутского военного округа, 1913—1914), «Донские войсковые ведомости» (1849—1917), «Кубанские войсковые ведомости» (1863—1917), «Уральские войсковые ведомости» (1867—1917) и др.

В России на протяжении всего времени до Первой мировой войны на страницах периодики, на различных форумах, в Государственной думе происходили дискуссии о свободе слова и печати, шла борьба с цензурой. «Временное положение о военной цензуре» было подписано на следующий же день после начала войны, 20 июля 1914 г., то есть оно готовилось заранее. 20 января и 12 июля был обнародован «Перечень» сведений, которые запрещалось помещать в печати по военным соображениям, вторая его редакция была дополнена новыми запретами. «Временное положение о военной цензуре» учитывало опыт «чрезвычайной охраны». По нему военная цензура устанавливалась в «полном объеме» в местах военных действий и «частично» — вне их. 20 июля 1914 г. по распоряжению начальника Генерального штаба в Петрограде была учреждена военно-цензурная комиссия, хотя здесь, как в городе, находившемся на театре военных действий, уже существовала военная цензура. В марте 1915 г. военная цензура была введена и в Москве, несмотря на то, что вторая столица не находилась в прифронтовых условиях. Военная цензура быстро становится всеобъемлющей, включая в себя и политическую цензуру. В секретном письме от 14 декабря 1915 г. на имя начальника Генштаба председатель Совета министров И. Л. Горемыкин, вновь назначенный на этот пост, подчеркивал: «Военная цензура, просматривая предназначенный к выпуску в свет газетный материал, должна оценивать последний не с одной лишь узковоенной точки зрения, а и с общеполитической».[8]

В начале войны русская пресса растерялась, ее деятельность не удовлетворяла даже собственных сотрудников. B.C. Мельгунов — многолетний автор провинциального отдела газеты «Русские ведомости» в докладе, прочитанном в обществе деятелей периодической печати 28 февраля 1916 г. (позже он был опубликован под заголовком «О современных литературных нравах»), говорил: «Наша печать за самым малым исключением повинна в тяжком грехе распространения тенденциозных сведений, нервирующих русское общество, культивирующих напряженную атмосферу шовинистической вражды, при которой теряется самообладание и способность критически относиться к окружающим явлениям». И дальше: «Война оказала разлагающее влияние на значительную часть нашей печати — она лишила ее морального авторитета».[9]

США

С вступлением Соединенных Штатов в мировую войну на стороне Антанты (апрель 1917 года) резко усилилась антигерманская пропагандистская деятельность американского правительства. Это было в русле подходов к информации со стороны других стран — участниц Антанты, которые придавали этому направлению своей деятельности исключительно большое внимание.[10] Как отмечает С.И. Беглов, «союзники по Антанте стремились держать в поле зрения все цели: противника и его тылы, собственную и союзную аудиторию, а также нейтралов».[11]

Были созданы специальные правительственные органы по управлению прессой. Комитет общественной информации (Си-Пи-Ай) при правительстве США с мая 1917 года публиковал правительственный орган информации «Оффишиэл буллетин», тираж которого к концу войны составлял 118 тыс. экземпляров.[12]

Правительство США оказывало и прямое давление в нужном ему направлении на журналистику внутри страны. И хотя в принципе идея цензуры глубоко чужда американской журналистской традиции, а сборники основ­ных американских законов не содержат этого слова вообще, американское правительство пошло в годы Первой мировой войны на введение прямой официальной цензуры. Под особо жесткий цензурный контроль были поставлены любая информация военного характера и все ее источники, включая солдатские письма. Военное министерство регулировало все вопросы, связанные с деятельностью военных корреспондентов, хотя за ними в принципе сохранялось право «правдиво» информировать народ о фактах, касающихся операций армии, но категорически запрещалось выдавать врагу «сведения».[13]

В условиях мировой войны в США были задействованы «Закон о шпионаже» от 15 июня 1917 года, предусматривавший привлечение к уголовной ответственности за «подрыв правительственных кампаний», и принятый в мае 1918 года «Закон о подстрекательстве к мятежу». Тогда же была введена цензура зарубежной почты. Осенью 1917 года был лишен почтовых привилегий и, по сути, закрыт левый общественно-литературный журнал «Мэссиз» («Массы»).[14]

Опыт, приобретенный в годы Первой мировой войны, использовался американским правительством и в последующих войнах и конфликтах. Он стал предметом всестороннего изучения и обобщения, показал плюсы и минусы организации правительственной пропаганды внутри страны и за рубежом.[15]

Мнения

Значение военной журналистики не раз признавалось различными политическими деятелями, хотя и не раз подвергалась критике.

Наполеон:

Четыре враждебные газеты могут нанести более чувствительный урон, чем 100 тыс. солдат в открытом поле.

Клеменс фон Меттерних:

Трёхсоттысячное войско не сможет завоевать страну и её пределов быстрее, чем дюжина перьев наполеоновских журналистов.

Роберт Капа:

Я надеюсь остаться безработным военным фотографом до конца своей жизни.

Филипп Найтли:

Читателям в Лондоне или Нью-Йорке, далекие сражения в необычных местах, должно быть, казались нереальными, а стиль Золотого Века военной журналистики — где залп орудий, гнев борьбы, генерал храбр, солдаты галантны, и их штыки быстро справляются с врагами — только подпитывает иллюзию о том, что это сплошной волнующий приключенческий роман.


Критике, однако, подвергается деятельность современных армейских пресс-центров в период войны в Персидском заливе: "Многие журналисты страдали от нехватки информации и выражали неудовлетворенность деятельностью армейских пресс-центров. Корреспондент BBC Питер Хант жаловался в эфире: «Мы ждем здесь, в этом безликом ангаре в Катаре, новостей о текущих операциях». Его коллега Пол Адамс назвал тесную комнату, в которой проводились брифинги, «неадекватным рабочим пространством». Особенно возмущали журналистов брифинги невозмутимого бригадного генерала Винса Брукса. После них американские журналисты «рвали на себе волосы в связи с отсутствием информации».[16]

Известные военные журналисты

Примечания

  1. Dominikowski: Massenmedien und Massenkrieg. 1993
  2. Dominikowski: Massenmedien und Massenkrieg. 1993
  3. Dominikowski: Massenmedien und Massenkrieg. 1993
  4. Phillip Knightly. The first casualty. from the Crimea to Vietnam : the war correspondent as hero, propagandist, and myth maker
  5. Dominikowski: Massenmedien und Massenkrieg. 1993
  6. Dominikowski: Massenmedien und Massenkrieg.
  7. Dominikowski: Massenmedien und Massenkrieg
  8. Г. В. Жирков. История цензуры в России XIX—XX вв
  9. Мельгунов B.C. О современных литературных нравах
  10. Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки
  11. Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. М., 1980. С. 67.
  12. Михайлов С. А. Михайлов. Журналистика Соединенных Штатов Америки
  13. С. А. Михайлов. Журналистика Соединенных Штатов Америки
  14. С. А. Михайлов. Журналистика Соединенных Штатов Америки
  15. Михайлов С. А. Михайлов. Журналистика Соединенных Штатов Америки
  16. http://nvo.ng.ru/nvo/2014-04-04/8_journalist.html

Литература

  • Роберт Капа «Скрытая перспектива». Клаудберри, 2001
  • Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки
  • Phillip Knightly. The first casualty. from the Crimea to Vietnam : the war correspondent as hero, propagandist, and myth maker
  • Matthew Farish. Modern Witnesses: Foreign Correspondents, Geopolitical Vision, and the First World War
  • Mira Beham: Kriegstrommeln. Medien, Krieg und Politik. 3. Auflage. Deutscher Taschenbuch-Verlag, München 1996
  • Dominikowski: Massenmedien und Massenkrieg. 1993
  • Heinz-Peter Preusser. Krieg in den Medien

Военная журналистика.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06