18-10-2023
Вот какой рассеянный | |
Обложка издания 2008 года. Издательство «Детская литература». |
|
Жанр: |
детская поэзия |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Год написания: |
1930 |
Издательство: |
Художественная литература |
Электронная версия |
Вот какой рассеянный — стихотворение Самуила Маршака, вышедшее в 1930 году. Самое популярное произведение автора[1]. Оно было переиздано более одиннадцати раз[2]. В 1975 году произведение было экранизировано в виде десятиминутного мультфильма.
Содержание |
Первоначально намёки на будущего «Рассеяного» появились ещё в раннем произведении Маршака «Дураки», более того, первые наброски произведения были созданы в то же время, что и они[1].
Спустя два года, Маршак спасая из бедности в 1920-х годах поэта В. А. Пяста, помог ему получить аванс под будущую детскую книжку. Из-за того что Пяст не умел писать детские стихи, Маршак сам написал книгу под названием «Лев Петрович» и выпустил её под именем Пяста в 1926 году[2][3][4].
В 1928 году, в журнале «Пионер» выходит стихотворение Маршака «Случай на трамвае»[2]. Впоследствии этот рассказ станет частью будущего стихотворения.
Первоначально Маршак задумал наделить персонажа фамилией, играя с «обувной тематикой»[5] — персонаж мог получить фамилии[5] — Башмаков или Каблуков.
Критик Петровский М.С в книге «Книги нашего детства» так определил последующее место произведения в творчестве писателя:
Закончив работу над стихотворением, Маршак не расстался со своим героем. Рассеянный живет у Маршака не только на Бассейной улице, а буквально на всех перекрестках его творчества. Не слишком сгущая краски, можно решиться на утверждение: всю свою жизнь Маршак только и делал, что сочинял Рассеянного. К Рассеянному то приближаются, то отдаляются, то посягают на сходство, то делают гримасу непричастности другие чудаки, растяпы, сумасброды, простофили, эксцентрики, дерзкие или наивные нарушители привычных и устойчивых норм.
Что-то от Рассеянного есть даже в маленьком мастере-ломастере, тем более - в дураке, который делал все всегда не так, и в старушке, искавшей пуделя четырнадцать дней, и в старце, взвалившем на спину осла, и в традиционном фольклорно-цирковом дуэте Фомы и Еремы. Даже "Почту" можно прочитать соответствующим образом: чудак "уклоняется" от адресованного ему письма, но педантично-аккуратные почтальоны преследуют его по пятам. Стоит мотивировать "уклонение" героя рассеянностью или забывчивостью - и аналогия станет очевидной. "Рассеянный" - инвариант значительного пласта творчества Маршака, множества его произведений. Вокруг "Рассеянного" - мерцающий ореол вариаций, приближений, возвращений к образу, который нельзя ни повторить, ни бросить[1] |
В произведении в юмористической форме рассказывается о поездке рассеянного человека с улицы Бассейной в Ленинграде, в Москву. Сначала он надевает вместо своей одежды чужую и совершенно неподходящие в качестве одежды вещи:
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду
затем едет на вокзал на крыше трамвая, и в конце концов двое суток сидит в отцепленном вагоне полагая, что едет из Ленинграда в Москву:
Закричал он: «Что за шутки!
Еду я вторые сутки!
А приехал я назад?
А приехал в Ленинград?»
Рефреном произведения является фраза «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».
Писатель Л. Пантелеев видел в «рассеянном» черты самого Маршака[6].
Корней Чуковский спустя четверть века после издания произведения вспоминал следующее:
Популярность этого стихотворения огромна… Оно выдержало десятки изданий и переведено чуть ли не на все языки. Хотя Бассейной улицы уже давно нет в Ленинграде (её переименовали в улицу Некрасова), но выражение «рассеянный с Бассейной», сразу ставшее народной поговоркой, по-прежнему остается крылатым: его слышишь и в кино, и в трамвае, и в клубе:
— Эх ты, рассеянный с Бассейной![7] |
Также положительно[8] была оценена работа художника Конашевича, работающего над иллюстрациями к изданию. Молок Ю. А. отмечал, что иллюстрации Конашевича словно оживляют картину происходящего[8]. Искусствовед Э. З. Ганкина отнесла иллюстрации художника к классике советской детской книги, а само произведение назвала шедевром детской поэзии[9].
Упоминаемые станции Дибуны и Ямская не находиться на линии Ленинград—Москва. Так Дибуны находятся на направлении Ленинград—Хельсинки, а Ямская и вовсе в Курске.
Вот какой рассеянный.