Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Временный Патриарший Священный Синод

17-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Заседание Временного Патриаршего Священного Синода

Вре́менный Патриа́рший Свяще́нный Сино́д — коллегиальный орган высшего управления Русской православной церкви, действовавший при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Митрополите Сергие (Страгородском) в 19271937 годах (официально распущен в мае 1935 года, но некоторое время продолжал действовать негласно[1]). Ранее в 1923—1924 годах подобный орган существовал при Патриархе Тихоне.

Все важнейшие акты церковной власти в 1927—1937 годы принимались Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием вместе с Временным Патриаршим Священным Синодом. Помимо постановлений, касавшихся открытия новых епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, иных административных и судебных решений, постановлений по вопросам богослужебным, церковного брака, исповеди и иным Синод издал ряд актов, которыми определялся весь строй церковного управления, позиция Патриаршей Церкви в отношениях с государственной властью, с Поместными Православными Церквами, с инославным миром, с церковной диаспорой, а также отношение к внутренним расколам[2].

История

Временный Синод при Патриархе Тихоне

Согласно соборному определению от 7 декабря 1917 года, «Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского митрополита как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год»[3].

Из-за начавшейся Гражданской войны и репрессий к началу 1919 году число наличных членов Синода сократилось примерно вдвое, а после её окончания из шести избранных Собором постоянных членов Синода четверо оказались в эмиграции. К февралю 1921 года в Синоде из тринадцати членов осталось трое, в число которых входил и Председатель-Патриарх, не имевший тогда из-за домашнего ареста возможности принимать участие в синодальных заседаниях[3].

1 июня 1921 году прежний состав Синода в связи с истечением 3-летнего межсоборного срока утратил свои полномочия[4]. Был определён новый состав в количестве пяти человек по избранию Патриарха[3]. При этом полномочия членов это Синода исходили уже не от Поместного Собора, а лично от Патриарха Тихона[2].

5 мая 1922 года состоялось последнее перед арестом Патриарха заседание Синода, принявшее по требованию власти было принято постановление об упразднении Зарубежного ВЦУ[3].

Летом 1923 года Патриарх Московский и всея России Тихон вышел на свободу, и не позднее 11 августа Синод возобновил свою работу[3]. В состав Синода вошли архиепископы Тверской Серафим (Александров), Уральский Тихон (Оболенский), Крутицкий Петр (Полянский) и епископ Верейский Иларион (Троицкий), арестованный в конце 1923 года. Эпизодически к их подписям под синодальными постановлениями добавлялись имена некоторых других архиереев (например, архиепископа Иосифа (Петровых)), но надолго они в Синоде не задерживались[2].

В посланиях и указах Патриарха Тихона этот орган именовался по-разному: Малый собор епископов, Высшее церковное управление, Священный Синод[2].

Патриарший Синод не был легализован властью, что делало его весьма уязвимым. 26 февраля 1924 года Антирелигиозная комиссия (АРК) при ЦК РКП(б) постановила: «Организацию Синода Тихону разрешить при условии, если он введёт в Синод ряд лиц, хорошо ведомых ОГПУ»[3].

1 марта 1924 года Патриарх Тихон «впредь до особого распоряжения» прекратил работу Временного Синода из-за отсутствия гражданской регистрации[2]. Вместе с тем, это не означало роспуск Временного Синода при Патриархе Тихоне. Так, 22 мартa 1924 года три члена Синода — архиепископы Серафим (Александров), Тихон (Оболенский) и Петр (Полянский) — были возведены в митрополичье достоинство.

В апреле-мае 1924 года Патриархом Тихоном была предпринята попытка воссоздания полного присутствия Священного Синода с включением в его состав наиболее авторитетных иерархов (таких как, например, митрополит Кирилл (Смирнов)) и Высшего Церковного Совета. Власть выражала готовность допустить это при условии включения в состав ВЦС представителей обновленческой «Живой Церкви» (к тому времени отделившейся от обновленческого Синода) во главе с «протопресвитером» Владимиром Красницким[2].

В ответ на патриаршее ходатайство и с учетом «разъяснительного» рапорта Центральное административное управление НКВД 10 июня 1924 года выдало Красницкому справку о временной регистрации ВЦС без Синода. На такую «легализацию», делавшую, Патриарх Тихон, поддерживаемый своим окружением, идти не пожелал и вскоре всякие переговоры с Красницким прекратил[2].

28 февраля 1925 года Патриарх Тихон обратился в НКВД с просьбой зарегистрировать Священный Синод «как исполнительный орган» из семи членов в составе: Патриарх Тихон — председатель, митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), митрополит Уральский Тихон (Оболенский), митрополит Тверской Серафим (Александров), митрополит Крутицкий Петр (Полянский), епископ Херсонский Прокопий (Титов), временно управлявший Самарской епархией епископ Мелитопольский Сергий (Зверев)[2].

Е. А. Тучков, начальник 6-го («церковного») отделения Секретного отдела ОГПУ, требовал в ответ от Патриарха подписать просоветское послание («Декларацию») с программой мер борьбы с «церковной контрреволюцией» внутри страны и за рубежом. Патриарх Тихон составил проект такого послания, но Тучкова оно не устроило, и легализация Синода не состоялась[5].

Временный Синод при Митрополит Сергии

27 марта 1927 года Митрополит Сергий, выйдя из тюрьмы, снова вступил в управление Патриаршей Церковью на правах Заместителя Патриаршего Местоблюстителя[6].

10 мая митрополит Сергий направил в ОГПУ проект положения об управлении Церковью Временным Патриаршим Священным Синодом[7].

18 мая 1927 года Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) провел совещание с архиереями, выбранными им для оказания помощи в осуществлении высшего церковного управления: митрополитом Тверским Серафимом (Александровым), архиепископами Костромским Севастианом (Вести), Вологодским Сильвестром (Братановским), Звенигородским Филиппом (Гумилевским), Хутынским Алексием (Симанским), епископ Сумским Константином (Дьяковым). Опираясь на прецедент существования Синода при Патриархе Тихоне, митрополит Сергий из участников совещания образовал Временный Патриарший Священный Синод, полномочия которого по аналогии с Временным Синодом, образованным Патриархом Тихоном в 1923 году, проистекали из полномочий учредителя[2].

В состав Временного Патриаршего Священного Синода Заместитель Местоблюстителя включил также митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого), пребывавшего уже много лет в ссылке в Туркестане и лишённого права выезда оттуда, а также только что выпущенных тогда на свободу архиепископов Самарского Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского)[2].

В акте митрополита Сергия об открытии Временного Патриаршего Священного Синода говорилось: «Проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают» (ЦВ. 1927. № 3. С. 3)[2].

20 мая 1927 года НКВД выдал справку о временной регистрации Синода[2].

Первое заседание Синода состоялось 27 мая. В тот же день по епархиям был разослан указ, предписывавший епархиальным архиереям подать заявления в местные органы власти с прошением «о регистрации их преосвященных с состоящими при них епархиальными советами (каковые образовать временно путем приглашения указанных преосвященными лиц)». Началась работа по воссозданию по нормам гражданских законов церковно-административной структуры Московского Патриархата[8].

Наиболее известным и наиболее обсуждаемым деянием Временного Патриаршего Священного Синода, стало издание послания, известного как Декларация митрополита Сергия, опубликованного 16/29 июля 1927 года.

Первоначальная реакция на Послание в среде Церкви (в СССР) не была резко критической: так, авторы Послания Соловецких епископов от 14 (27) сентября 1927 года, не находя возможность «принять и одобрить послания в его целом», по существу, выдвигают те же принципы взаимоотношения Церкви с государством[9].

Протест духовенства становится более резким в конце 1927 года, после того как Временный Патриарший Священный Синод под давлением власти начал увольнять на покой сосланных архиереев, и начались перестановки на кафедрах. Это вызвало резкое недовольство у части духовенства. Именно эти действия подтолкнули некоторых представителей епископата и клира разорвать общение с митрополитом Сергием и возглавляемым им Синодом, сохраняя поминовение митрополита Петра. Так перевод митрополитом Сергием, по требованию властей, митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) в Одессу был истолкован как его позволение властям вмешиваться в кадровую политику, что вызвало резкое неприятие. В конце осени 1927 года центром сопротивления курсу митрополита Сергия стал Ленинград во главе с митрополитом Иосифом, находившимся тогда в Ростове. (См. статью Иосифляне (XX век).)

К концу 1930 года насчитывалось до 37 архиереев Патриаршей Церкви, отказавшихся от административного подчинения митрополиту Сергию. Особое недовольство среди духовенства и мирян вызывалось запретом поминовения на богослужении (ектениях и иных публичных молитвах) ссыльных архиереев и требованием поминовения властей[10].

В 1931 года во Временный Патриарший Священный Синод были включены митрополит Ташкентский Никандр (Феноменов) и архиепископ Иваново-Вознесенский Павел (Гальковский), в 1932 году — Управляющий Московской епархией архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов)[2].

В начале 1930-х годов, для того чтобы приблизить статус и состав Синода к Положению о Священном Синоде, выработанному Поместным Собором 1917—1918 годы, в состав Синода стали вызываться в качестве его временных членов на одну полугодовую сессию в порядке очереди по старшинству хиротонии по 5 архиереев. Для этого все епархии были распределены на 5 групп по географическому принципу, и от каждой группы приглашался 1 епископ. Остальные архиереи, входившие в состав Синода, имели статусы его постоянных членов[2].

Иринах Стратонов привёл сведения, касающиеся состава Временного Патриаршего Синода[11]:

Между Синодом митр[ополита] Сергия и Синодом, существовавшим при Патриархе Тихоне в последнее время его жизни, полное тождество. Как Синод при почившем состоял из назначенных членов, так и Синод при Заместителе пополняется распоряжением митр[ополита] Сергия и вначале состоял из девяти постоянных членов. Вскоре, однако, появляются в Синоде члены, вызываемые для присутствия в нем на время одной сессии. В связи с этим сокращается число постоянных членов до семи, а потом до шести при четырех временных, а затем при пяти временных… На основании знакомства с составом Временного Патриаршего Синода уже сейчас могут быть формулированы некоторые наблюдения, именно: 1) ясна тенденция к сокращению числа постоянных членов, 2) к увеличению числа вызываемых, число которых в последнюю сессию достигло пяти, предусмотренного определением Собора 1917-18 годов; 3) при вызове в известной степени придерживаются установленного тем же Собором разделения епархий на группы, так что каждая из групп была представлена в Синоде

— Стратонов И. Происхождение современного устройства Русской Патриаршей Церкви. Париж, 1933. С. 14-15.

21 октября 1932 года в ознаменование 5-й годовщины существования Временного Патриаршего Священного Синода указом митрополита Сергия 4 старейших постоянных члена Синода были возведены в сан митрополита: архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), ставший митрополитом Старорусским, архиепископ Одесский Анатолий (Грисюк), архиепископ Ярославский Павел (Борисовский) и архиепископ Харьковский Константин (Дьяков)[2].

На последнем заседании Синода 18 мая 1935 года митрополит Сергий доложил, что «из-за невозможности держать синодальных архиереев безвыездно в центре и, таким образом, отрывать от вверенных им епархий» приходится отказаться от «непрерывности синодальных занятий». Указом митрополита Сергия от того же числа Временный Патриарший Священный Синод был упразднён; для церковных дел, требовавших соборного рассмотрения, предписывалось созывать Собор архиереев, Управление делами Синода, которое возглавлял протоиерей Александр Лебедев, было реорганизовано в Управление делами Московской Патриархии. Упразднение Синода было вынужденным и совершено по прямому требованию НКВД[12]. Двумя неделями раньше «самоликвидировался» обновленческий Священный Синод.

Нелегальный Синод

Роспуск Синода не означал автоматического прекращения действия этого органа или, во всяком случае, коллективного обсуждения общецерковных вопросов[12]. В связи с этим представляют интерес показания епископа Волоколамского Иоанна (Широкова), викария митрополита Сергия, данные им на следствии 3 июня 1937 года. Ему был задан вопрос о «нелегальном центре, возглавляемом митрополитом Сергием». Согласно протоколу, ответ звучал так:

В этот центр входят: ленинградский митрополит Алексей (Симанский), киевский митрополит Константин (Дьяков), архиепископ Питирим (Крылов), митрополит Серафим (Чичагов), епископ Сергей (Воскресенский) и я — Широков. Участниками центра были также ныне отбывающие наказание митрополит Серафим (Александров) и архиепископ Сергей (Гришин). Указанный мною нелегальный центр сложился по инициативе митрополита Сергия (Страгородского) вскоре после ликвидации синода, причем эта ликвидация, как говорил мне Страгородский, была осуществлена по указанию НКВД. В задачу центра входили вопросы, направленные к укреплению православной церкви и к сплочению вокруг неё верующих масс. Свои функции нелегальный центр осуществлял в известной степени явочным порядком, так как значительная часть [членов] центра проживала вне Москвы. Под разными предлогами члены центра приезжали в Москву поодиночке или по нескольку человек и здесь высказывали свое мнение по тем или иным вопросам[1].

Помимо указанных в показаниях епископа Иоанна (Широкова) нелегальных участниках «церковного центра», в него ещё вполне легально входил Управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Александр Лебедев[1].

27 декабря 1936 года после получения ложного известия о кончине митрополита Петра Патриархия приняла особый «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола Православной Российской Церкви к Заместителю патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому)»[13]. Также был издан указ Московской Патриархии о соответствующей форме поминовения с 1 января 1937 года за богослужением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия[14].

После «большого террора» 1937—1938 годов, летом 1939 года, от епископата Патриаршей Церкви осталось всего 4 штатных (сохранивших регистрацию в качестве «служителя культа») архиерея, включая Патриаршего Местоблюстителя: также митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский); ещё 10 уцелевших архиереев Патриархии находились на покое или совершали богослужения как настоятели храмов.

Примечания

  1. ↑ Попытки восстановления Патриаршества в 1935—1937 годы: малоизвестные страницы истории // Журнал Московской Патриархии. 2007. № 3. С. 31-33.
  2. ↑ ВРЕМЕННЫЙ СВЯЩЕННЫЙ СИНОД // Православная энциклопедия. Том IX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 516-517. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3
  3. ↑ Вопрос о Патриаршем Синоде в «межсинодский» период 1925—1927 гг. // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II:2 (35). стр. 61-78
  4. Священный Синод в истории Русской Православной Церкви в XX веке — Статьи — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
  5. Сафонов Д. В. «К вопросу о подлинности „Завещательного послания“ св. Патриарха Тихона» // Богословский вестник. 2004. № 4. С. 265—311
  6. Архиереи Русской Православной Церкви (1917—1997).
  7. http://www.istpravda.ru/research/13047/
  8. «ДЕКЛАРАЦИЯ» 1927 г. // Православная энциклопедия. Том XIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — С. 328-334. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0
  9. Послание «соловецких архиереев» митрополиту Сергию.
  10. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, стр. 409.
  11. О проекте управления Русской Церкви 1943 г. // «Русская народная линия», 22.04.2008
  12. 1 2 Патриарх Сергий / Михаил Одинцов. — М. : Молодая гвардия, 2013. — 396 [4] с., 16 л. илл.. — (ЖЗЛ), стр. 260
  13. Патриарх Сергий / Михаил Одинцов. — М. : Молодая гвардия, 2013. — 396 [4] с., 16 л. илл.. — (ЖЗЛ), стр. 262
  14. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, стр. 705, 707.

Временный Патриарший Священный Синод.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06