Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Выборгское сражение

23-10-2023

Выборгское сражение
Русско-шведская война (1788—1790)

Иван Айвазовский. Морское сражение при Выборге 23 июня 1790 года
Холст, масло. 1846
Дата 23 июня (4 июля1790 года
Место Выборгский залив Балтийского моря
Итог тактическая победа русского флота
Противники
 Российская империя  Швеция
Командующие
Василий Чичагов Густав III
принц Карл, герцог Сёдерманландский
Силы сторон
22 линейных корабля
72 галеры
8 фрегатов
20 дополнительных галер
8 малых шхерных фрегатов
52 малые галеры
21 000 матросов и солдат
21 линейный корабль
13 фрегатов
366 малых кораблей
3000 орудий
40 000 матросов и солдат
Военные потери
выведено из строя 6 линейных кораблей
около 1000 убитых и раненых[ƒ]
7 линейных кораблей
3 фрегата
50—80 гребных судов и транспортов
от 2000 до 6000 погибших, 4500 пленных
 
Русско-шведские войны
 
Русско-шведская война (1788—1790)
ГогландМост КвиструмЭландРоченсальм (1)РевельФридрихсгамКрасная горкаВыборгРоченсальм (2)

Вы́боргское сражение (в шведских источниках также «Выборгские шпицрутены»; швед. Viborgska gatloppet) — морское сражение между Россией и Швецией в ходе Русско-шведской войны (1788—1790), произошедшее 23 июня (4 июля1790 года в Выборгском заливе Балтийского моря. Флот короля Швеции Густава III, блокированный в северной части залива соединениями русского Балтийского флота под командованием адмирала Василия Чичагова, с трудом прорвал окружение, понеся тяжёлые потери (6 линейных кораблей, 4 фрегата). В сражении при Выборге был впервые реализован на практике военно-морской тактический принцип «превосходства огневой мощи над подвижностью».

Содержание

Предыстория

В 1790 году король Швеции Густав III вернулся к своему плану захвата Санкт-Петербурга — на этот раз посредством высадки морского десанта в районе Выборга. Осуществлению плана, однако, помешала неудачная для шведов атака на русский флот в Ревельском сражении 13 мая 1790 года. Повторная атака, предпринятая в начале июня близ Кронштадта, также не увенчалась успехом, после чего шведский военно-морской парусный флот и гребная флотилия переместились в Выборгский залив.

Место предстоящего сражения было намечено в первую неделю июня 1790 года. Из-за белых ночей, не позволявших действовать скрытно, а также неблагоприятных для соединённого шведского парусно-гребного флота (общей численностью до 400 судов с 3000 орудий и 30 000 матросов и солдат на борту) юго-западных ветров кораблям Густава III не удалось перейти в контролируемые Швецией финские воды — что позволило русским, в свою очередь, соединить силы военно-морского парусного флота и гребной флотилии береговой обороны.

По приказу Густава шведский флот встал на якорь между островами Криссерорт (швед. Krysserort, фин. Ristiniemi) и Бископсё (швед. Biskopsö, фин. Piisaari, нынешнее русское название — Северный Берёзовый) в северной части Выборгского залива — на расстоянии маршевого удара по российской столице.

Шведский военно-морской парусный флот под командованием флаг-капитана адмирала Норденшельда (швед. Nordenskiöld), находившегося в прямом подчинении у младшего брата Густава III, — гранд-адмирала принца Карла, герцога Сёдерманландского — насчитывал до 16 000 человек личного состава и состоял из 21 линейного корабля, 13 фрегатов и нескольких малых судов. Шхерной гребной флотилией с 14 000 человек матросов и солдат сухопутных войск на борту командовал флаг-капитан Георг де Фрезе (швед. George de Frese), отчитывавшийся лично перед Густавом.

8 июня 1790 года русский Балтийский флот под командованием Чичагова блокировал оба морских прохода, ведущих в Выборгский залив, и стал дожидаться подхода гребной флотилии вице-адмирала принца Нассау-Зигена со стороны Кронштадта. В блокаде шведского флота приняли участие основные русские военно-морские силы из 50 парусных кораблей с 2718 орудиями и 21 000 матросов на борту, 8 гребных шхерных фрегатов под командованием вице-адмирала Козлянинова, эскадра поддержки из 20 галер под командованием капитана Шлисова и 52 малые галеры.

Следуя приказам Чичагова, четыре группы русских кораблей (каждая в сопровождении бомбардирского судна) встали линией с востока на запад, развернувшись бортами к шведскому флоту. Первая группа под командованием капитана генерал-майорского ранга Прохора Лежнева, состоявшая из четырёх линейных кораблей, блокировала узкий восточный проход, ведущий в Выборгский залив. В западном проходе, на опасном мелководье между островами Криссерорт и Репиегрунд (швед. Repiegrund), встала группа из пяти соединённых цепью линейных кораблей. Группа из пяти фрегатов — трёх под началом контр-адмирала Петра Ханыкова и двух под командованием британского адмирала на русской службе Роберта Кроуна — разместилась южнее, между островом Малый Фискар, островками Пенсар (швед. Pensarholmarna) и береговой линией. Четвёртая группа, состоявшая из пяти боевых судов (в том числе двух фрегатов), заняла позицию далее к западу, у острова Питкепасс (швед. Pitkepass, фин. Pitkäpaasi).

18 июня 1790 года шведская атака на русский галерный флот близ Тронгзунда, предпринятая по приказу Густава III двумя днями раньше, закончилась безрезультатно из-за отсутствия поддержки главных сил. Обострившийся в шведском флоте, запертом в Выборгском заливе, недостаток запасов пресной воды и продовольствия вынудил Густава к решительным действиям. 19 июня он поручил адмиралу Норденшельду разработать план прорыва блокады при первой перемене ветров, предусматривающий ложный манёвр канонерских лодок и главный удар в направлении Криссерорта, который намеревался возглавить лично.

2 июля 1790 года, во время военного совета шведского командования, подул благоприятный для шведского флота северный ветер. На исходе дня 3 июля Густав III отдал приказ начать прорыв к Криссерорту не позднее 10 часов утра следующего дня.

Сражение

В 2 часа ночи 4 июля 1790 года шведские суда начали обстрел русских береговых батарей. Одновременно шведские шлюпы под командованием подполковника Якоба Тёрнинга[ru] атаковали русскую эскадру западнее острова Васикансаари (фин. Vasikansaari) в западной части Бьёркского пролива (швед. Björkösund).

Около 7 часов утра Густав III поручил Юхану аф Пюке[ru], капитану 64-пушечного линейного корабля «Дристигхетен[ru]» (швед. Dristigheten — «Отвага»), возглавить прорыв русской блокады. Немедленно после этого Пюке повёл корабельный строй к западному выходу из залива по узкому фарватеру между Сальворской банкой и Криссерортом — навстречу передовым русским линейным кораблям «Сеслав» и «Святой Пётр».

Шведский корабельный строй состоял из флагманского корабля «Король Густав III» (швед. Konung Gustaf III) с герцогом Карлом на борту, шедшего в центре строя корабля «Серафимерорден» (швед. Serafimerorden — «Серафический орден») с Густавом III на борту, корабля «Манлигхетен» (швед. Manligheten — «Мужество») — близнеца «Дристигхетен» («Отваги»), а также нескольких линейных кораблей и фрегатов, в том числе фрегата «Земира» (швед. Zemire), 74-пушечного линейного корабля «Энигхетен» (швед. Enigheten — «Единство») и трёх брандеров. Гребная флотилия прикрывала парусную группу с запада, идя параллельным курсом вдоль береговой линии.

Непосредственно перед схваткой Густав, сойдя с борта «Серафимерордена», пересел на небольшой шлюп. По приказу Пюке вспомогательный личный состав, не участвующий в управлении такелажем и боевых действиях, укрылся в трюмах. Через несколько минут шведский строй столкнулся с «Сеславом» и «Святым Петром». Шлюп с Густавом III благополучно прошёл под русскими ядрами. «Король Густав III» получил серьёзные повреждения; гранд-адмирал герцог Карл был ранен. Один из русских кораблей затонул, получив множественные пробоины в борту.

Преодолев первый ряд русского заграждения, Густав снова поднялся на борт «Серафимерордена». Личный корабль короля «Амфион[ru]» остался неповреждённым. В это же время шедший западнее гребной строй, состоявший из фрегатов и турум «Стирбьорн[ru]», «Нурден» (швед. Norden — «Север»), «Сэллан Вэрре[ru]» (швед. Sällan Värre — «Редко Хуже»), «Мальмберг» (швед. Malmberg) и «Хьельмшерна» (швед. Hjelmstierna), а также нескольких пушечных шлюпов и тендеров под командованием Тёрнинга рассёк первый ряд русского заграждения и вступил в схватку со вторым. «Стирбьорн», несмотря на ураганный обстрел, сумел прорваться через заслон, нанеся значительный урон кораблю капитана Повалишина и бомбардирскому кораблю «Победитель».

В то время как основной состав обоих шведских флотов преодолевал русскую блокаду, мичман Сандельс (швед. Sandels) — командир брандера «Постильонен» (швед. Postiljonen — «Почтальон»), буксируемого линейным кораблём «Энигхетен» — поджёг своё судно слишком рано. Горящий «Постильонен» налетел на «Энигхетен» (из-за чего огонь с брандера перекинулся на корабль), затем врезался в 40-пушечную «Земиру». Оба судна взорвались, усеяв поверхность прохода множеством обломков. Взрыв нанёс серьёзные повреждения шведским кораблям, прорывавшимся через русское заграждение; клубы дыма, вставшие над заливом, резко ограничили видимость для команд и канониров обеих сторон. Тем не менее, соединения русских кораблей, блокировавшие выход из залива, вскоре были окончательно рассечены стремительным продвижением шведов. Русская блокада соединённого шведского флота в Выборгском заливе была прорвана.

Потери шведского парусного флота в Выборгском сражении составили восемь кораблей, семь из которых сели на мель из-за плохой видимости. В их числе 64-пушечный линейный корабль «Хедвиг Элизабет Шарлотта» (швед. Hedvig Elisabeth Charlotta), капитан которого Йиндрик Юхан Наукхофф (швед. Jindric Johan Nauckhoff) продолжал вести огонь по русским фрегатам даже после того, как корабль потерял подвижность; линейный корабль «Финлянд» (швед. Finland — «Финляндия»), потерпевший крушение на Сальворской банке; 74-пушечный линейный корабль «Ловиса Ульрика» (швед. Lovisa Ulrika — «Луиза Ульрика»), севший на Пассалодскую банку южнее Репиегрунда; 64-пушечный линейный корабль «Омхетен» (швед. Ömheten — «Нежность»), погибший на островках Пенсар; линейный корабль «Аурорас» (швед. Auroras — «Аврора»; военно-морскому советнику шведского короля англичанину Сиднею Смиту, находившемуся на борту «Аурорас», удалось спастись). Три шведских фрегата — в том числе «Ярриславиц» (швед. Jarrislawitz — «Ярославец», захваченный в 1788 году у России) — погибли на Пассалодской банке.

Кроме того, на островках Пенсар погибли четыре корабля шведской гребной флотилии: «Эренпрёйс» (швед. Ehrenpreuss — «Почётный приз»), «Пальмшерна» (швед. Palmstierna), «Экеблад» (швед. Ekeblad) и «Упплянд» (швед. Uppland), сражавшиеся со вторым заградительным порядком русских судов — в частности, с русским кораблём «Не тронь меня» (лат. Noli Me Tangere).

Общие потери личного состава соединённого шведского флота составили около 4500 человек.

Последствия

Шведский парусный флот, уцелевший во время прорыва блокады, ушёл в открытое море, после чего перегруппировался в Видскер-шхере (швед. Vidskär skerry) южнее Питкепасса и направился на ремонт к морской крепости Свеаборг близ Хельсинки. Чичагов, в целом действовавший нерешительно, не смог догнать шведов, хотя преследовал их до самого Свеаборга. На следующий день Кроун, командуя 66-пушечным «Изяславом», захватил в плен 62-пушечный «Ретвизан[ru]» (швед. Rättvisan — «Справедливость»).

Шхерная гребная флотилия шведов укрепилась на сильной оборонительной позиции на рейде шведского города Роченсальм (ныне — финский город Котка). Русская атака на Роченсальм 9 июля окончилась катастрофическим поражением русского флота, вынудившим Россию завершить почти выигранную войну со Швецией на условиях статус-кво.

См. также

Литература

  • Anderson R. C. Naval Wars in the Baltic, 1522—1850 (en). — L., 1969.
  • Bain, Robert Nisbet. Gustavus III and His Contemporaries, 1742–1792; An Overlooked Chapter of Eighteenth Century History (en). — L.: K. Paul, Trench, Trübner & Co., Ltd, 1894.
  • Derry T. K. ‘Scandinavia’ in The New Cambridge Modern History (en). — Cambridge, 1965. — Vol. IX.
  • Lambert, Andrew D. War at Sea in the Age of the Sail 1650–1850 (en). — 1956.
  • Mattila, Tapani. Meri maamme turvana (fi). — Jyväskylä: K. J. Gummerus Osakeyhtiö, 1983. — P. 208. — ISBN 951-99487-0-81
  • Mitchell, Donald W. A History of Russian and Soviet Sea Power (en). — N. Y.: Macmillan, 1974.
  • Война России со Швецией в 1788—1790 годах. — СПб., 1869. — 300 с.
  • Доценко В. Д. Мифы и легенды русской морской истории. — М.: Иван Фёдоров, 1997.
  • Русско-шведские войны // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Т. XXVII (53): Розавен — Репа. — СПб., 1899. — С. 343—347.

Ссылки

  • Åkesson, Per. The Swedish-Russian Sea Battles of 1790 Архивировано из первоисточника 2 мая 2012. Проверено 2 декабря 2011.
  • Frilund, Göran. The Swedish Navy 1788–1809 Архивировано из первоисточника 2 мая 2012. Проверено 2 декабря 2011.
  • Högman, Hans. The “gauntlet” at Vyborg Bay Архивировано из первоисточника 2 мая 2012. Проверено 23 декабря 2011.
  • Högman, Hans. The Galley Fleet / The Army Fleet Архивировано из первоисточника 2 мая 2012. Проверено 23 декабря 2011.
  • Vyborg and Rochensalm Архивировано из первоисточника 2 мая 2012. Проверено 2 декабря 2011.
  • Память Балтики. Ордена Петра Великого подводно-археологическая экспедиция. Архивировано из первоисточника 2 мая 2012. Проверено 1 февраля 2012.
  • Русско-шведская война 1788—1790 гг. Статьи, карты и документы. 2/18. Архивировано из первоисточника 2 мая 2012. Проверено 2 декабря 2011.


Выборгское сражение.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06