Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Вызго, Тамара Семёновна

31-07-2023

Перейти к: навигация, поиск

Тамара Семёновна Вы́зго (урожд. Абрамова; 12(25).4.1906, Ломжа, Польша — 30.5.1998, Москва) — музыковед, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1976). Доктор искусствоведения (1970). Член Союза композиторов и музыковедов СССР.

Биография

Её отец Семён Михайлович Абрамов (1870-е гг. — 1943) — выпускник историко-филологического факультета Московского университета, работал учителем гимназии в Ломже, а с 1908 в Ташкенте (в дальнейшем был директором гимназии в Ташкенте, однако с приходом советской власти выселен в с. Троицкое близ Ташкента). Её мать Тамара Здиславовна Издебска (1887—1966) преподавала французский язык в школе. Живя с детских лет в Ташкенте (с перерывом в 1912—14, когда воспитывалась в пансионе для девочек в Швейцарии), Тамара Семёновна была увлечена Востоком и положила много сил на развитие музыкальной культуры Узбекистана. В 1940 окончила Ташкентскую консерваторию по классу Ю. А. Фортунатова, училась здесь также у В. А. Цуккермана, Ю. Н. Тюлина. С конца 1930-х гг. выступала в периодической печати. В 1940—52 (с перерывами) преподавала там же (с 1948 доцент). С 1943 младший научный сотрудник, 1947 заведующая сектором музыки, с 1952 заместитель директора, в 1957—90 старший научный сотрудник Ташкентского института искусствознания имени Хамзы. Её музыковедческие труды 1940—60-х гг. способствовали становлению профессиональной композиторской школы Узбекистана.

В начале 1970-х гг. по предложению археолога-востоковеда Г. А. Пугаченковой занялась изучением средневекового музыкального наследия Средней Азии, одна из её важнейших работ в этом направлении — статья «Афрасиабская лютня», написанная по материалам раскопок древнего Самарканда (опубл. в 1972). Т. С. Вызго — один из первых в СССР специалистов в области музыкальной археологии (междисциплинарной отрасли знания, развивающейся на основе совместной работы музыковедов, археологов и этнографов). Поддерживала теорию среднеазиатского происхождения лютни с короткой шейкой — предшественницы классических инструментов Европы и Азии.

Наиболее значительные труды — монография «Музыкальные инструменты Средней Азии» (опубл. в 1980) и созданный в соавторстве с этномузыковедом Ф. М. Кароматовым и археологом В. А. Мешкерис том «Иллюстрированной истории музыки», посвящённый Средней Азии (опубликован в 1987; на немецком языке).

Под руководством Т. С. Вызго защищено множество диссертаций, среди аспирантов и соискателей — Чаман Насырова (Узбекистан), Сурая Агаева (Азербайджан).

Т. С. Вызго последние годы жизни провела в Москве. Похоронена в Москве на Миусском кладбище.

Её муж Михаил Сигизмундович Вызго (1902, Бухара — 1980, Киев) — инженер-ирригатор, доктор технических наук, профессор. Их дети — музыковеды Ирина Михайловна Вызго (7.4.1929, Ташкент — 15.3.2005, Санкт-Петербург), Елена Михайловна Фраёнова (р. 7.4.1929, Ташкент).

Сочинения

  • В. А. Успенский. Таш., 1950;
  • Узбекская ССР. М., 1954 [Музыкальная культура союзных республик], 2 изд. 1957;
  • К вопросу о взаимосвязях узбекской и русской музыкальных культур в дореволюционный период // Общественные науки в Узбекистане. 1961, No 4;
  • [совм. с Д. Рашидовой] О музыкально-теоретическом наследии народов Средней Азии // там же. 1962, No 3;
  • [совм. с А. Петросянцем] Узбекский оркестр народных инструментов. Таш., 1962;
  • Музыка узбеков // Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1962. Т. 1;
  • О формировании национальной композиторской школы в Узбекистане // Общественные науки в Узбекистане. 1964, No 1;
  • Алексей Козловский. М., 1966;
  • Узбекистан // История музыки народов СССР. Т. 1-3. М., 1966-72;
  • О характерных чертах языка современной узбекской музыки // Музыка и современность. Вып. 6. М., 1969;
  • Музыкальные инструменты в миниатюрах рукописей 14-16 вв. // Общественные науки в Узбекистане. 1969, No 8-9;
  • Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. М., 1970;
  • Афрасиабская лютня // Из истории искусства великого города. К 2500-летию Самарканда. Таш., 1972;
  • Узбекское музыкознание в послевоенное двадцатипятилетие // История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. М., 1972;
  • К вопросу об изучении макомов // там же;
  • История узбекской советской музыки. Т. 1—2. Таш., 1973—1975 [главы об опере, вокально-симфонической и камерной музыке];
  • Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. М., 1980;
  • [совм. с А. Петросянцем] Народная инструментальная культура современного Узбекистана // Музыкальное искусство. Таш., 1982;
  • Karomatov F., Meskeris V., Vyzgo T. Mittelasien // Musikgeschichte in Bildern. Bd.2, Lfg.9. Lpz., 1987.

Награды

  • Премия имени Б. В. Асафьева (1984).
  • Орден Дружбы народов (1980).

Литература

  • Янов-Яновская Н. Многогранность ученого // Советская музыка, 1981, № 10, с. 111—113.

Вызго, Тамара Семёновна.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06