19-06-2023
Высокоскоростны́е желе́зные доро́ги Кита́я (中国高速铁路) — любой вид коммерческого железнодорожного транспорта Китая, средняя скорость движения которого составляет 200 км/ч или выше. По этому показателю Китай обладает наибольшей в мире сетью высокоскоростных железных дорог общей протяженностью более 7055 км (4383 миль)[1] , включая участок 1995 км, на котором скорость движения поездов превышает 350 км/ч.[2]
Высокоскоростные дороги Китая включают: модернизированные обычные железнодорожные линии, новые линии, построенные специально для движения высокоскоростных поездов, а также первые в мире коммерческие линии для движения поездов на магнитной подушке.
В настоящее время в Китае наблюдается бум высокоскоростного железнодорожного строительства. При поддержке государства и благодаря специальным мерам стимулирования ожидается, что суммарная протяженность высокоскоростной железнодорожной сети достигнет 13000 км к 2012 г. и 16000 км к 2020 г.[3]
В технологическом плане организация высокоскоростного железнодорожного сообщения происходит за счет соглашений по передаче технологий от зарекомендовавших себя зарубежных производителей таких как Бомбардье, Алстом, и Кавасаки. Перенимая зарубежные технологии Китай стремится на основе их сделать собственные разработки. Примером является разработки поездов серии CRH-380A, на котором установлен рекорд, для высокоскоростных дорог Китая, около 500 км/ч [4], произведенных в Китае и развивающих скорость свыше 350 км/ч и с 2010 г. находящихся в стадии эксплуатации. Также сообщается, что новый поезд Пекин — Шанхай будет разработан китайской компанией Шагун Рейл Виклз и пущен до 2012 г.[5]
К 1993 г. средняя скорость движения пассажирских поездов в Китае составляла 48 км/ч и продолжала снижаться.[6] Железнодорожный транспорт терял привлекательность для пассажиров, уступая в популярности авиасообщению и автомобильному транспорту. Учитывая это, Министерство железнодорожного транспорта Китая разработало стратегию повышения скорости движения поездов за счет строительства новых высокоскоростных линий. Практические работы по строительству новой сети высокоскоростного железнодорожного транспорта начались с Девятого Пятилетнего Плана (1996—2000 гг.) и продолжается до сих пор.
15 апреля 2011 года, министр железных дорог Китая Шэн Гуанчжу, сообщил, что с 1 июля скорость движения высокоскоростных поездов будет снижена до 300 км/час, ранее было 350 км/час. Многие поезда будут ездить со скоростью 200-250 километров в час. Как подчеркнул министр, у высокоскоростных железных дорог Китая есть три проблемы: долгосрочное планирование, слишком высокие цены на проезд, накопление долгов. Скорость движения 350 км/час требует расхода энергии в два раза больше, чем 200 км час.[7][8]
Линии, готовящиеся к пуску в 2012 году, соответствуют заявлению директора департамента планирования при министерстве железных дорог КНР Ян Чжунмина (отмечены на схеме жёлтым цветом).[9].
Работающие линии к концу 2011 года показаны зелёным цветом..
Линии, планируемые к запуску в 2012 году, показаны жёлтым цветом..
Проект широкомасштабного строительства высокоскоростных железных дорог в своём первоначальном варианте принял форму 4+4. Пассажирские линии (PDL) делятся на две группы по 4 - четыре вертикальных (с севера на юг) и четыре горизонтальных (с востока на запад). Проект дополняется также дополнительными ответвлениями и соединительными линиями, а потом расширяется дополнительными магистралями.
В планы строительства входят ещё немало скоростных линий.
и многие другие линии
Пекин — Харбин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
К этой линии относится как сама трасса от Пекин - Шэньян - Харбин, так и ответвления до города Шэньян - Далянь и соединительная ветка Паньцзинь — Инкоу, отходящая от станции этого ответвления Хайчэн - Западный (перед Инкоу) к городу Паньцзинь, где соединяется с Циньшэньской железной дорогой. Длина линии 1700 км.
Параллельно этой линии между Пекином и Шэньяном существует другая высокоскоростная трасса Тяньцзинь - Шэньян:
Пекин — Гонконг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Эта трасса длиной около 2300 км расчитана на движение со скоростью 350 км/ч (с 2011 года понижено до 300 км/ч).
Шанхай — Ханчжоу — Фучжоу — Шэньчжэнь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Начальная часть магитрали (до станции Нинбо) расчитана на высокоскоростные поезда до 350 км/час. После Нинбо планируемая скорость движения составляет 250 км/ч. До 2020 планируется построить дополнительный железнодорожный мост через залив Ханчжоувань, который позволит проложить железную дорогу прямо от Шанхая до Нинбо минуя Ханчжоу. (англ.)
Циндао — Тайюань | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Железная дорога Циндао — Тайюань состоит из трёх участков, из которых средний ещё не построен. Дорога длиной 870 км расчитана на скорость движения 250 км/ч.
Сюйчжоу — Ланьчжоу - Урумчи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Высокоскоростная пассажирская линия Сюйчжоу — Ланьчжоу и продолжающая её магистраль Ланьчжоу - Урумчи расчитаны на движение со скоростью 350 км/ч (с 2011 года понижено до 300 км/ч).
Эта трасса длиной около 2000 км через всю страну строится по участкам. На последнем участке дороги от Ичан до Чунцин и от Чунцин до Чэнду предполагается две параллельные трассы, самая быстрая из которых будет введена в эксплуатацию в 2014 - 2015 годах, а более медленные - раньше.
Шанхай — Ухань - Чэнду | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Шанхай — Куньмин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Магистраль Шанхай - Куньмин расчитана на движение со скоростью 350 км/ч (с 2011 года понижено до 300 км/ч). Длина планируемой магистрали - 2066 км. Пока построена только первая секция до Ханчжоу. Магистраль дублирует существующую низкоскоростную линию.
Программа строительства высокоскоростного железнодорожного транспорта в Китае является крайне капиталозатратной. Поэтому она в основном финансирутся за счет государственных банков Китая и государственных финансовых институтов, который ссужают деньги Министерству железнодорожного транспорта Китая и региональным властям. В период с 2006 по 2010 г. МЖД Китая через свой финансовый институт China Rail Investment Corp, взяла на себя финансовые обязательства общей суммой более 1 трлн. китайских юаней (около 150 млрд долл. США в ценах 2010 г.)[14] China Rail Investment Corp также частично прибегла к пополнению средств за счет частичного IPO. Весной 2010 г. China Rail Investment Corp продала 4,5% долю в железнодорожной магистрали Пекин-Шанхай Банку Китая за 6,6 млрд юаней, а также 4,537% долю - частным инвесторам на общую сумму 6 млрд юаней. В итоге за China Rail Investment Corp сохранилось 56,2% в собственности на эту линию. По состоянию на 2010 г. облигации China Rail Investment Corp. оценивались инвесторами как относительно безопасные поскольку они обеспечены активами (железными дорогами), а также контролируются китайским правительством.
Огромные инвестиции в строительство сталкиваются с крупномасштабной коррупцией. В феврале 2011 года по причине коррупции был отстранён от должности железнодорожный министр Лю Чжицзюнь [15]
Большое капитальное предприятие, каковым является строительство столь обширной сети высокоскоростных железных дорог, нуждается в значительных доходах для обслуживания и выплачивания долгов за счет стоимости проезда и прочих источников дохода: рекламы, аренды и проч. Несмотря на значительный успех новых дорог у пассажиров и большой пассажиропоток, все построенные линии столкнулись с убытками в первые годы своего существования. К примеру, железная дорога Китай-Тянзинь в первые два года перевезла около 41 млн пассажиров. Стоимость дороги составила 20 млрд.юаней, стоимость обслуживания составляет 1,8 млрд.юаней, включая 0,6 млрд., которые идут на выплату процентов по 10 млрд.облигационному займу.[16] В первый год эксплуатации с 1 августа 2008 - 31 июля 2009 дорога перевезла 18,7 млн пассажиров и получила выручку в 11 млрд.юаней, что привело к чистому убытку в 700 млн юаней. Во второй год было перевезено 22,3 млн пассажиров и выручка поднялась до 14 млрд юаней, но чистый убыток сохранился на уровне 500 млн юаней.[16] Чтобы выйти на чистую прибыль эта дорога должна перевозить более 30 млн пассажиров в год. Это возможно, так как эта дорога имеет пропускную способность в 100 млн пассажиров в год.[17] ,возврат кредитов требует 16 лет.[16]
Министерство железнодорожного транспорта столкнется с пиком платежей под долгам в 2014 г. Некоторые экономисты предлагают повысить уровень субсидирования железных дорог, другие экономисты опасаются, что это приведет только к ухудшению ситуации. МЖД КНР в настоящее время предпринимает усилия по улучшению качества управления финансами новых железных дорог Китая.[17]
Не смотря на конфликт с компанией Alstom, из отказа поледней передать перспективные технологи позволяющие создавать поезда со скорость до 500 км/ч [18], в декабре 2011 года производитель высокоскоростных поездов CSR Corp Ltd. представил шестивагонный поезд CTT500, способный развивать скорость до 500 км/ч [19] и начал его испытания [20]. Ожидается выход этих поездов на линии в 2013 году. Хотя, из этого совершенно не следует, что до таких скоростей сразу подымется и регулярное движение поездов, так как для этого необходимы и соответствующие пути с соответствующими радиусами поворотов.
Высокоскоростные железные дороги в Китае.